Возрастные особенности волевых проявлений у детей младшего школьного возраста

Развитие образования » Развитие воли младших школьников средствами подвижных игр во внеурочной деятельности » Возрастные особенности волевых проявлений у детей младшего школьного возраста

Страница 4

У младших школьников нередко наблюдается отсутствие уверенности в своих действиях. Неуверенными и робкими младшие школьники бывают в новой, незнакомой для них обстановке, при отсутствии твердых знаний, в результате часто повторяющихся неудач.

Настойчивость, как важнейшая черта характера, особенно обнаруживается в 3 классе. Благодаря ей учащиеся добиваются значительных успехов.

Упрямство, проявляющееся в этом возрасте, направлено (в отличие от настойчивости) на удовлетворение личных интересов. Младшие школьники в большинстве случаев не осознают эту черту как отрицательную, считая, что проявляют настойчивость. Иногда упрямство является результатом конфликтной ситуации между взрослым и ребенком, например, если последний считает, что учитель несправедлив в оценке знаний. Чаще всего это происходит в том случае, когда учитель не мотивирует свою оценку или, постоянно порицая ученика, не замечает его усилий, не поощряет его. В этом случае упрямство возникает как протест и проявляется, например, в нежелании отвечать урок или подчиняться другим требованиям учителя. Подобная ситуация может сложиться и в семейной обстановке [6, с. 141].

Учителю необходимо тщательно изучить и проанализировать недостатки в поведении ученика, рекомендует В. С. Кукушин [15, с. 137]. Выявив мотивы поведения школьника, учитель должен быть объективен и, если надо, перестроиться в своем отношении к учащемуся. В этом же плане следует вести работу с родителями, если они жалуются на упрямство в поведении сына или дочери.

В процессе обучения и развития волевые качества младшего школьника совершенствуются. Дети начинают проявлять целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержку, смелость, дисциплинированность. Школа формирует направленность воли, воспитывает умение сочетать личные интересы с общественными и, если надо, подчинять личное общественному, коллективному. Воля помогает школьнику в достижении общественно-полезных целей, укрепляет чувство долга, вырабатывает целеустремленность, настойчивость, помогает преодолеть любые трудности [19, с.74].

Таким образом, проявление воли имеет свои особенности, связанные с возрастом школьников. С возрастом происходят изменения в выраженности разных волевых качеств, притом не всегда в лучшую сторону.

В 1 и 2 классах школьники совершают волевые действия главным образом по указанию взрослых, в том числе и учителя, но уже в третьем классе, как отмечает И. В. Дубровина [8, с. 263], они приобретают способность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами. Ребенок может проявить настойчивость в учебной деятельности, при занятиях физкультурой. Постепенно формируется выдержка, т.е. способность сдерживать свои чувства, ослабевает импульсивность как черта личности.

Однако в младших классах школьники проявляют волевую активность лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями воли других, отмечает А. Н. Леонтьев [16, с.98], прежде всего для того, чтобы заслужить расположение к себе взрослых, в том числе и учителя. Нельзя не отметить и высокое проявление уже в третьем классе такого волевого качества, как решительность, которая может быть связана с все еще достаточно высокой импульсивностью этих школьников.

Страницы: 1 2 3 4 5

Использование речи как регулятора поведения
В норме уже полутора двухлетний ребенок подчиняет свои действия простейшим словесным инструкциям взрослых. По мере его развития эта деятельность усложняется. Кроме того, ребенок начинает делать первые обобщения, которые служат ему руководством к действию. В дальнейшем такие приказы дети с нормальны ...

Развитие мышления и мотивации на уроке «открытия» нового знания
Выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей [35]: уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля. На уроках «открытия» нового знания организуется процесс самостоятельного построения детьми нового знания. На уроках ...

Особенности различных видов инвалидности
Согласно 0 от 24 ноября 1995 г. № 181 «Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». «Ограничени ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru