Возрастные особенности волевых проявлений у детей младшего школьного возраста

Развитие образования » Развитие воли младших школьников средствами подвижных игр во внеурочной деятельности » Возрастные особенности волевых проявлений у детей младшего школьного возраста

Страница 2

Например, учащимся задали на дом читать и пересказывать повесть, но не объяснили, как это делать. Ученики пытаются запомнить механически, но материал большой, многие не могут справиться с ним, теряют веру в свои силы. Если учитель указал способы работы над материалом, ученик скорее преодолеет трудности и достигнет желаемой цели. В таких осознанных действиях развивается воля [3, с.176].

Указания учителя, рекомендации учебного пособия стимулируют волевые действия учащихся. В первое время обучения в школе словесная инструкция, в первую очередь слово учителя, является почти единственным сигналом, который заставляет ученика принимать соответствующие решения и действовать.

Однако с развитием самосознания в процессе учебной деятельности, при появлении определенных отношений к себе и другим ученик совершает тот или иной волевой акт не только под влиянием инструкции, но и в соответствии с теми потребностями, интересами, мотивами, которые у него сформировались, подчеркивает И. А. Зимняя [9, с. 92].

Воспитание соответствующих, потребностей, интересов, мотивов, т. е. формирование личности школьника, и соответственно его волевых качеств — главная задача учителя с первых, шагов обучения ребенка в школе.

Педагогам начальных классов И. П. Подласый [23, с. 167] советует помнить, что в силу возрастных особенностей младшего школьника, его эмоциональности, отсутствия жизненного опыта, и значит, легкой внушаемости слово может толкнуть его как на хороший, так и на дурной поступок. Если общественные потребности, интересы, убеждения не воспитаны, если теряется вера в воспитателя, стихийное влияние улицы, случайных знакомых становится сильнее.

Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно уделяться серьезное внимание. В учебной деятельности и в коллективе сверстников у младшего школьника в первую очередь формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка [15, с. 83].

Очень важным волевым качеством, необходимым для учебной деятельности, является самостоятельность.

Чем меньше школьники, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим. Так, если ребята построены в шеренгу и одного из них попросили выйти вперед из строя, то выходят все; в подтверждение правил приводят же примеры, которые уже были приведены другими, и т. д. В некоторых случаях отсутствие самостоятельности и критичности приводит к повышенной внушаемости: дети подражают и хорошему, и плохому. Поэтому очень важно, чтобы примеры поведения учителя и окружающих людей были положительными [22, с. 172].

Младший школьник отличается большой доверчивостью. Учителю он верит безгранично. Слово учителя — закон. Такое доверие надо оправдывать: учитель должен быть исключительно требовательным к себе.

Руководящая роль в формировании правильного поведения школьников, отмечает В.А. Сластенин [5, с. 382], принадлежит взрослым (учителю, родителям, старшим товарищам). Однако это руководство не должно ущемлять самостоятельности детей, ибо излишняя опека, выполнение работы за них, подсказывающие вопросы и другие подобные действия старших формируют черты пассивности у младшего школьника.

Страницы: 1 2 3 4 5

Формирование у школьников обобщенных умений
Деятельностный подход к организации учебного процесса позволяет не только успешно решить проблему эффективного усвоения знаний всеми учащимися, но и формировать у учащихся умение самостоятельно, осознанно, грамотно планировать свою деятельность при решении различных задач. Достигается это формирова ...

Развитие мышления в онтогенезе
Детская психология - отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности психологического развития ребенка. Такого рода исследования имеют важное значение, прежде всего для педагогики, для разработки проблем обучения и воспитания подрастающего поколения. Многочисленные исследования псих ...

Цели и задачи экологического образования дошкольников
Формулировка цели, задач во многом определяет и содержание образования. Как справедливо отмечает известный специалист в области экологического образования И.Д. Зверев, до настоящего времени «нет однозначного и приемлемого определения главной цели экологического образования». Особенно этот вопрос ак ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru