Возрастные особенности волевых проявлений у детей младшего школьного возраста

Развитие образования » Развитие воли младших школьников средствами подвижных игр во внеурочной деятельности » Возрастные особенности волевых проявлений у детей младшего школьного возраста

Страница 3

Воспитание самостоятельности должно закладываться в семье уже в первые годы жизни ребенка и продолжать в дальнейшем. Конечно, главная обязанность в этом возлагается на родителей.

Большие возможности для развития самостоятельности учащихся имеет работа учителя на уроке и во внеурочной работе. Общественные поручения, помощь товарищам, общественные дела — все это следует организовать так, чтобы не подменять инициативу ребят, а дать школьникам возможность проявить свою находчивость, самостоятельность [25, с. 151].

Другое важное волевое качество младшего школьника сдержанность. Проявляется эта черта сначала в умении подчиняться требованиям взрослых. В первое время малыши нарушают правила поведения чаще потому, что не умеют сдерживать себя и не имеют соответствующих привычек. Например, учитель говорит: «Тише», а некоторые учащиеся продолжают открывать и закрывать сумку, крышку парты; учитель предлагает перейти к новому виду деятельности, а кое-кто продолжает предыдущую работу, считая, что новое требование учителя к нему не относится. Это — непреднамеренное нарушение дисциплины, не связанное с упрямством или негативизмом. Кстати, первоначально преднамеренных, злостных нарушений дисциплины почти не бывает. Они возникают, пишет В. С. Кукушин [15, с. 211], позднее при неправильном отношении учителя к нарушениям учащихся, в результате невнимания к эмоционально-волевым особенностям детей.

Непреднамеренное нарушение дисциплины нельзя строго осуждать, но и оставлять без внимания Л. И. Маленкова [17, с. 189] не рекомендует. Надо разъяснять и показывать, как вести себя правильно, тренировать в правильном поведении. Детям недостаточно только словесного указания. Вследствие конкретного характера их мышления они нуждаются в показе; ребенок должен знать не только, что делать, но и как делать. Позже у младшего школьника появляется умение сдерживаться, подчиняться режиму жизни школы и распорядку после школы, организовывать выполнение домашних заданий и свой досуг. Этого настоятельно требует от ученика вся школьная жизнь. Например, учитель вошел в класс - ученику необходимо удержаться от соблазна продолжать беседу с товарищем; учитель просил следить по книге за чтением - надо заставить себя не смотреть на картинку, нарисованную на этой же странице; захотелось есть, а в парте лежит вкусное яблоко, - по надо пересилить себя и дождаться перемены и т. д.

Сдержанность, как черта характера, появляется именно в младшем школьном возрасте и быстро закрепляется. Многие учащиеся уже могут самостоятельно готовить уроки, сдерживая желания погулять, поиграть, почитать, не отвлекаясь, не занимаясь посторонними делами.

Бывает, что у младшего школьника наблюдается противоположная сдержанности отрицательная черта характера — импульсивность. Импульсивность как результат повышенной эмоциональности в этом возрасте проявляется в быстром отвлечении внимания на яркие неожиданные раздражители, на все, что своей новизной захватывает ребенка.

В исследованиях И. В. Дубровиной [8, с. 168] выявилось, что наиболее импульсивны в своем поведении мальчики, девочки же более сдержанны. Авторы объясняют это особым положением последних в семье, где они выполняют ряд домашних поручении по организации быта и имеют больше ограничений, что способствует воспитанию у них сдержанности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Права и возможности профессорско-преподавательского состава
Преподавательские кадры учреждений высшего образования должны иметь доступ к библиотекам, которые имеют в наличии современную литературу, отражающую разные стороны той или иной проблемы. Они также должны иметь доступ к международным компьютерным сетям, спутниковым программам и базам данных, необход ...

Общие принципы управления педагогическими системами
Любая деятельность, в том числе управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуется организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций. В специальной литературе имеются попытки определить совокупность принципов, регулирующих протекание отдельных фу ...

Задачи детского сада по формированию словаря детей
Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей. Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возмо ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru