Понятие интереса в педагогике. Теоретические подходы к пониманию интереса и его роли в обучении

Развитие образования » Формирование познавательного интереса у подростков через изучение современных направлений музыки » Понятие интереса в педагогике. Теоретические подходы к пониманию интереса и его роли в обучении

Страница 3

Основой творческого познания, как и любого познания, становится познавательная потребность, являющаяся природным свойством человека, в котором проявляется обращённость личности к окружающей её среде, необходимость ориентировки в окружающем мире. Потребность в музыкальной деятельности как основа, стержневой фактор мотивации определяется в литературе по-разному. З.П. Морозова определяет её как «…побуждение, вызывающее необходимость обращения … к различным видам музыкальной деятельности и опирающееся на эмоциональность…» [9, с. 36]. С позиций отношений личности трактует потребность Г.С.Тарасов, отмечая: «Музыкальная потребность выступает как отношение индивида…, которое определяется качеством музыки…, объемом и силой чувств, жизненных ценностей индивида, объективируемых с помощью музыки» [14, с. 52]. Если рассматривать потребность в музыкальной деятельности с точки зрения направленности личности, то эту потребность можно определить как широкую направленность активности личности в области музыки, психическое состояние, создающее предпосылку к восприятию музыкальных ценностей, к формированию познавательного интереса, когда после «встречи» со своим «предметом» - музыкальным явлением, конкретным музыкальным произведением (современной музыкой), потребность «оживает», наполняется содержанием, преобразуется в мотив деятельности. Потребность и мотив в музыкальной деятельности соотносятся как общее и частное, абстрактное и конкретное. С учётом большой эмоциональной отзывчивости учащихся формирование потребностей должно быть связано не только с образовательной стороной, но и эмоциональной привлекательностью объекта (а современная музыка привлекательна для подростков априори), что, в свою очередь, вызывает определённое отношение, которое по мере закрепления и осознания начинает выступать как интерес.

Часто рождение новой потребности выступает как средство актуализации исходной в рамках одной музыкальной деятельности. Например, желание научиться правильно петь требует реализации в деятельности ряда необходимых потребностей: верного дыхания, звукоформирования, дикции, выразительного исполнения и др. Возникает инструментально соподчиненная зависимость мотивов. В процессе восприятия произведений музыкального искусства могут пробуждаться, актуализироваться, «опредмечиваться» совершенно новые потребности, мотивы через сопереживание, сочувствие как главный «механизм» воздействия искусства, вовлекая этим субъекта в новые ситуации и процессы.

Специфической особенностью мотивов музыкальной деятельности является их функциональность, то есть направленность не на результат деятельности, а на сам процесс. Наше общение с «прекрасным» (для большинства подростков это современные музыкального произведения) происходит не ради какой-то цели, а потому, что для них эти моменты «встречи» являются ценными сами по себе. Функциональный характер музыкальной потребности – потребность в эстетическом наслаждении, переживании, разрядке, создании определенного настроения и т.п. – в широком смысле также являются предметными, поскольку предметом выступает здесь само функционирование, сам процесс деятельности.

Задача формирования познавательных интересов у подростков в процессе обучения - одна из центральных в системе образования. Ее решение связано с двумя вопросами: 1) содействие наиболее полному отражению в сознании учащегося явлений науки, проникновение в их существенные взаимосвязи; 2) пробуждение, поддерживание и подкрепление такого отношения к знаниям, к учению, которое наполнено готовностью овладеть знаниями, стремлением углубляться в процесс познания. В подтверждение вышесказанному можно привести слова Б. Спинозы: «Никакое большое дело не делается без большого чувства».

Страницы: 1 2 3 

Исторически сложившиеся и современные методы изучения раздела
Как и сама педагогика, сложившаяся на сегодня система методов образовалась не сразу. При случайном обучении, которое, как мы помним, опережало организуемое в школе, преобладали методы, основанные на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослыми трудовые действия, ученики овладевали ими. С появлением ...

Дидактические требования к содержанию курса химии VIII класса для формирования понятия о химической реакции
K химическому содержанию предъявляется ряд дидактических требований (принципов), которые необходимо соблюдать для успешного обучения учащихся. Это научность (отражение реальных процессов и веществ, связей между ними, отсутствие химических ошибок). Научность может быть достигнута тогда, когда учащие ...

Использование творческих заданий при изучении графического и текстового редакторов
В данном параграфе будут рассмотрены творческие задания при изучении графического и текстового редакторов, примеры творческих работ, которые можно дать ученикам на выполнение при изучении данных тем. На изучение графического редактора, как правило, отводится от 5 до 8 часов, приблизительно столько ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru