Понятие интереса в педагогике. Теоретические подходы к пониманию интереса и его роли в обучении

Развитие образования » Формирование познавательного интереса у подростков через изучение современных направлений музыки » Понятие интереса в педагогике. Теоретические подходы к пониманию интереса и его роли в обучении

Страница 1

Проблема интереса очень широко исследуется в современной психолого-педагогической литературе, но, несмотря на это, он остается одной из не до конца изученных категорий. Так, например, до сих пор не существует единого определения этого понятия, разделяемого всеми исследователями. Сложность феномена «интерес» порождала различные суждения о его природе, оставляя, однако, за ним высокую оценку. Б.С. Гельвицкий ещё в начале 20 века писал: «На земле интерес – есть великий волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета».

Анализ литературы по проблеме формирования интереса показал, что можно выделить несколько направлений в определении понятия «интерес». Первое направление связано с этимологией слова «интерес», который в переводе с латинского – имеет значение – важно, и в этом объяснении есть еще одна интерпретация интереса как «выгоды» [2, с.168]. Существует мнение, что познавательный интерес носит бескорыстный характер, но есть и другая точка зрения. Так, С.П. Манукян указывает, что в понятийном аппарате педагогики должно существовать понятие «интерес» в значении «польза», «благо», «выгода». Он считает, что в настоящее время вся педагогическая литература признает существование лишь познавательного интереса (что и является важным в рассмотрении темы ВКР), слово «интерес» в ней означает только внимание, направленность, желание, и большинство исследователей не оставляют места в общей концепции мотивации учения для интереса ученика в качестве «пользы». Поэтому в этой концепции почти не существует теоретического положения о заинтересовывающем обучении, и в научном педагогическом обращении не существует понятия «интерес» в значении «польза». С этим С.П. Манукян не может согласиться и предлагает пересмотреть существующее положение в педагогической науке, опираясь на то, что в настоящее время широко распространяется идея личной заинтересованности в сочетании с общественными интересами [8, с. 9]. Эта трактовка близка по определению к ценностным ориентациям, так как ценности – это субъективные отражения в сознании индивида некоторых свойств предметов и явлений окружающей действительности с точки зрения их возможности удовлетворить потребности человека [11, с. 119].

Второе направление - можно назвать социологическим, т.к. по определению, данному в энциклопедическом словаре, интерес – это одна из форм общественной направленности личности, и он становится «реальной причиной социальных действий, лежащей на основе непосредственных побуждений – мотивов, идей и т. п. – участвующих в них индивидов, социальных групп, классов» [20, с. 213].

В некоторых современных психологических словарях термин интерес рассматривается по третьему направлению – ориентационному, познавательному. Именно это направление находится в «зоне нашего внимания», в силу того, что «… Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, лучшему отражению действительности» [17, с. 175]. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту интереса. Удовлетворение интереса не ведёт к его угасанию, а вызывает новые «горизонты», отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. В динамике своего развития он может превращаться в склонность как проявление потребности в осуществлении деятельности, вызывающей интерес. Учитывая возрастной интерес подростков к современным музыкальным направлениям, с большой долей вероятности можно предположить, что перевод его в область познания (в познавательный интерес), психические механизмы деятельности могут «транспонироваться» на любой познавательный процесс, что важно для будущей успешности подрастающего поколения.

В практике принято различать интерес по нескольким видам. Непосредственный интерес вызывается привлекательностью объекта, а опосредствованный - интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Устойчивость интереса выражается в длительности его сохранения, а также в его интенсивности. Об устойчивости интереса свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе интерес не взывает, но выполнение которой, является условием выполнения интересующей человека деятельности. Оценка широты или узости интереса, в конечном счёте, определяется его содержательностью и значимостью для личности. Также существуют несколько различный классификаций феномена «интерес» (прил. 1).

Страницы: 1 2 3

Методика работы по развитию пространственных представлений у дошкольников
Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе совершения различных видов деятельности ребенка, направленные на активное познание окружающей дейс ...

Методика работы над предупреждением и исправлением ошибок при написании сочинений и изложений
Ошибки в изложениях и сочинениях могут касаться как содержания и построения, так и языкового оформления. В содержательном плане замечаются такие нарушения, или ошибки: [5: 206] 1) непонимание идеи высказывания; 2) неправильное или неполное раскрытие темы; 3) фактическое несоответствие материала; 4) ...

Научное общество учащихся
В результате многолетней работы по развитию детской одаренности у меня появилась идея объединить творческих учителей для совместного претворения в жизнь идей по подготовке НПК и олимпиадного движения. Для этой цели в 2008–2009 учебном году в нашей школе было создано научное общество учащихся НОУ ГУ ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru