Понятие интереса в педагогике. Теоретические подходы к пониманию интереса и его роли в обучении

Развитие образования » Формирование познавательного интереса у подростков через изучение современных направлений музыки » Понятие интереса в педагогике. Теоретические подходы к пониманию интереса и его роли в обучении

Страница 2

Сущность интереса как общего феномена и социального явления заложена в его объективно – субъективном основании, а именно в свойстве интереса отражать объективную действительность, из которой человек выбирает то, что является для него ценным и значительным. Через интерес устанавливается связь человека с объективным миром. «Интерес, - писал С.Л. Рубинштейн, - всегда принимает характер двустороннего отношения. Если меня интересует какой-нибудь предмет, это значит, что этот предмет для меня интересен» [12, с. 524] . Через интерес, таким образом, реализуется коммуникативная функция в системе «человек-искусство».

Современная педагогика не связывает интерес с какой-либо одной стороной человеческой деятельности: например, только эмоциональной или только волевой, поскольку интерес характеризуется сложным сплетением интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов, их взаимопроникновением и воздействием друг на друга. Следовательно, проблема интереса – это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии учащихся на уроках; от её решения зависит эффективность восприятия школьниками знаний. Многочисленными исследователями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более лёгкому и прочному запоминанию. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития познавательной деятельности и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности. В этой связи, изучая вопрос о влиянии интереса на развитие интеллекта, известный психолог Н.А. Леонтьев цитирует следующее суждение Л. Фейербаха: «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны и для разума» [7, с. 231].

С точки зрения педагогической науки, интерес не всегда включает «потребность познания», а является «…одной из форм направленности личности», заключающейся в сосредоточенности внимания, мыслей на определенном предмете, и является проявлением не только познавательной, но и других потребностей» [11, с. 208]. Превращение интереса в познавательный интерес, обеспечивающий приобретение и усвоение знаний, происходит в процессе активной познавательной деятельности, направленной на какое-либо явление действительности.

Степень «пробуждённости» интереса может быть установлена учителем посредствам показателей развитого познавательного интереса, выявленных Г. И. Щукиной, к которым относятся:

«1. Интеллектуальная активность, в которую входят: различение вопросов учащимися по уровню познавательной ценности; стремление учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении понятых на уроке вопросов и т. д.; активное оперирование приобретённым багажом знаний и умений; стремление поделиться с другими новой свежей информацией, почерпнутой из различных источников за пределами обучения.

Эмоциональные проявления, характеризующиеся эмоциональным настроением.

Волевые проявления, выражающиеся в сосредоточенном внимании, слабой отвлекаемости, стремлении к завершённости учебных действий.

Свободный выбор деятельности – оказание предпочтений тем или иным занятиям в свободное от уроков время важнейший показатель интересов и склонностей учащихся…» [19, с. 63].

Интерес является одной из ведущих сил развития личности в целом, превращая получаемые знания не просто в «усвоенную информацию», а в глубоко личный духовный багаж человека. В этом механизме активизируется особый вид интереса – познавательный интерес, который по определению Г.И. Щукиной, «выступает как избирательная направленность личности, обращённая к области познания, к её предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями» [19, с. 63]. Областью познавательного интереса является познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых учащиеся могут получить образование. Познавательный интерес побуждает учащихся к поиску новых, более совершенных способов учебной деятельности, расширению и углублению знаний, способствует формированию кругозора. Таким образом, активизация познавательного интереса служит одним из условий формирования творческой личности. Известный психолог В.Б. Бондаревский также отмечает широту влияния познавательного интереса на общее гармоничное развитие личности, мотивацией к учению, познанию: «Познавательные интересы могут быть связаны как с расширением общего кругозора в различных областях знаний, так и с углублением в отдельной области, по определённой теме» [3, с. 36]. У психолога Т.В. Кудрявцева мы можем найти подтверждающее высказывание, что «у индивида», испытывающего интерес, возникает желание исследовать путём получения новой информации и подойти к лицу или объекту возбудившему интерес [6, с. 24] Американский психолог А. Маслоу, описывая творческую деятельность, указывает на интенсивный интерес–возбуждение, который может стать причиной мотивационной силы устойчивого интереса, имеющего решающее значение для преодоления препятствий к творчеству. Акцентуация на творческой деятельности, на попытке сделать «инаково» по сравнению с другими, мы делаем сознательно, в связи с творческой природой музыкального искусства, с которой учащийся сталкивается на уроках музыки. Интенсивный «интерес–возбуждение» выступает в качестве постоянного побудительного механизма познания.

Страницы: 1 2 3

Профессионально–педагогическая деятельность по развитию творческих способностей учащихся
Успешное развитие системы образования предполагает разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность. В научной литературе методическая деятельность рассматривается как совокупность действий, направленных на получение, систематизацию и распростране ...

Характеристика неуспеваемости в учебном процессе
В психолого-педагогической литературе понятие неуспеваемости трактуется по-разному. П. П. Блонский под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы [5,13]. Дубровина И.В. трактует неуспеваемость как не ...

Примерный дидактический материал по автоматизации и дифференциации свистящих звуков
Автоматизация звука. Воспитатель рисует в тетради ребенка картинки, в названиях которых звук с находится в определенной позиции: в начале слова: сани, совы, солома, сад, сын, сом, суп, сук, сапоги, салют, самокат, сабля, судно, стакан, скала, солонка, стул, скамейка, стол; в середине: оса, бусы, ус ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru