Проблеме повышения уровня умственного развития детей и связанного с этим развития остальных познавательных процессов посвящено немало исследований. В этой связи следует отметить вклад в разработку данных вопросов психолога Л.С. Выготского, создавшего теорию культурно-исторического развития психики. Идеи Л.С. Выготского стали отправной точкой для многих научных исследований. Так, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, П.И. Зинченко, П.Я. Гальпериным и другими было доказано, что в основе развития лежит непосредственная практическая деятельность, а в работах С.Л. Рубинштейна раскрыта проблема единства сознания и деятельности. Признавая ведущую роль обучения, В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин описали процесс формирования и развития учебной деятельности. Непосредственно вопросами развития познавательной деятельности занимались Н.Ф. Талызина, Н.А. Менчинская, И.С. Якиманская, Г.И. Щукина, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, в трудах которых раскрывается сущность процесса усвоения знаний и его основные компоненты. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию.
Современные учебники, пособия для учителей позволяют при должной подготовке строить урок так, чтобы развивать у учащихся мышление, внимание и другие виды познавательной деятельности. Продуктивный урок, как точных, так и гуманитарных наук, уроков творчества, к которым относится урок музыки, должен формировать не только глубокие и прочные знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывать знания, формировать опыт решения проблем. В связи с этим остро стоит вопрос о целенаправленной работе по развитию учащихся – интеллектуальных, эмоционально-волевых и познавательных умений. Наилучшие результаты при решении этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции учащихся в учебном процессе. В самых разнообразных трактатах вопроса сущности познавательной активности в классической педагогике многие дидакты утверждали ее значение и главную функцию видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование. Именно этой «зацепкой» и может стать, а зачастую и становится, познавательный интерес. На основе анализа изученной литературы, мы сделали некоторые выводы. Процесс формирования познавательных интересов подростков представляет собой закономерную смену одного этапа другим, и рассматривается как определенная взаимообусловленная последовательность этапов (ценностный, когнитивный, рефлексивный).
Первый этап связан с возникновением у подростков любопытства, которое проявляется при открытии учебного предмета для себя. Цель этого этапа – стимулирование инициативы подростков на уроках музыки, пробуждение их любопытства с учетом их увлечения современными направлениями музыки. Ведущими средствами здесь являются эмоциональные педагогические ситуации. Как указано ниже в работе, на начальных занятиях именно любопытство стало моментом «приближения ученика к учению».
Цель второго этапа – пробуждение любознательности, познание основ предмета способами и методами, адекватными для подростков, переход познавательного интереса на следующую ступень. Ведущими средствами второго этапа являются интеллектуальные педагогические ситуации. Этот этап в преддипломной практике занял 2-ю и 3-ю неделю.
Третий этап ориентирован на формирование устойчивого интереса, который не зависит от конкретной ситуации и побуждает к деятельности в интересующей области. Цель – использование потенциала подростков; формирование глубокого и устойчивого интереса, отличающегося потребностью самовыражения, проявлением своего потенциала и, как итог, самореализацией учащихся. Следует отметить, что устойчивый интерес к современной музыке у учащихся средних классов уже сформирован. Другой вопрос, к какому направлению современной музыки? Применяя опросные методы педагогических исследований, нами были выявлены следующие приоритеты учащихся 8-х классов общеобразовательной школы №99 г. Красноярска. На первом месте стоит RAP -культура и Хип-хоп, на втором – Поп-музыка, далее классический Рок и т.д. Что касается сформированности глубокого и устойчивого интереса к познанию музыкального искусства в целом, и современных направлений, в частности, то это требует более длительного исследования. В рамках отведенного времени можно говорить лишь о формировании потребность самовыражения, проявлении своего потенциала и самореализации учащихся, результатом чего стали подготовленные ими презентации. Ведущими средствами третьего этапа становятся – регулятивные педагогические ситуации, которые описаны в практической части работы.
Требования к проведению дидактических игр на уроках математики в начальных
классах
математика дидактический учебный познавательный Дидактическая игра является одним из важных средств в усвоении знаний, развитии и воспитании учащихся. Она может быть применена в рамках разных методов обучения, но для того, чтобы обеспечить активизацию деятельности учащихся на уроке учителю нужно со ...
Условия развития воли младших
школьников средствами подвижных игр
Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно во ...
Принцип наглядности в современной дидактике и методике русского языка.
Средства реализации принципа наглядности
Роль наглядности в преподавании языка общепризнанна. Однако один из главных принципов обучения за последние годы претерпел серьезные изменения. Что же нового современная дидактика вносит в понимание наглядности? Какова методическая целесообразность этого нового подхода? В современной дидактике утве ...