Этапы формирования познавательного интереса у школьников подросткового возраста

Развитие образования » Формирование познавательного интереса у подростков через изучение современных направлений музыки » Этапы формирования познавательного интереса у школьников подросткового возраста

Страница 2

Рис. 3

Как показали ответы учащихся, основополагающим является фактор «получения удовольствия», «музыка для отдыха», которая, как мы знаем, не побуждает к активной познавательной деятельности, да и справедливости ради следует отметить, функционально не предназначена для этого.

Из выше приведённых диаграмм видно, что интерес к музыке как таковой присутствует у абсолютного большинства опрошенных респондентов, а приоритетными для них музыкальными направлениями являются: рэп, хип-хоп, поп-музыка и классический рок. Достаточно малый процент опрошенных отдал предпочтение таким стилям как классика и джаз. Также выяснилось, что музыку подростки слушают в основном для того, чтобы отдохнуть, расслабиться, получить эстетическое удовольствие.

Интересным для нас стал большой процент в ответ «привлекает ритм», который может иметь психологических обоснований: это и возможность двигаться под музыку, и «магическое» влияние ритма на организм и психику человека.

На вопрос «Чем на уроке музыки хотели бы заниматься?», подростки указали следующие виды деятельности: изучение биографий знаменитых музыкантов и композиторов, выступление с докладами и презентациями по музыке, а также смотреть фильмы о музыке, мюзиклы. Такой ответ был показателен в плане выявления уровня сформированности познавательного интереса. После ответов на третий вопрос, когда стала очевидной первостепенность гедонистической функции искусства, такой аспект, как интерес к «изучению биографий знаменитых музыкантов и композиторов» дал основания полагать, что и уровень сформированности когнитивной компоненты, или познавательного интереса у учащихся присутствует, но на уровне желания.

Полученные результаты мы взяли за основу в последующей работе.

Также на первом уроке была проведена вводная беседа об истории возникновения и развития современных музыкальных направлений. В рамках этой темы урока было дано задание: подготовить сообщение о заинтересовавших направлениях. Забегая вперёд, следует сказать, что это задание выполнили 5 учащихся из 18, и найденная информация носила общий характер, например, выдержка из словарно-энциклопедических изданий без музыкальных примеров, без показа видеоряда, но, что самое показательное на наш взгляд, без эмоциональной «окраски», которая всегда сопровождает увлечённого какой-либо темой или идеей человека.

2-я неделя

На второй неделе было проведено два занятия: урок музыки и внеклассное мероприятие, на которых происходила апробация методов и приемов, способствующих формированию познавательного интереса. За основу были взяты два метода, предложенные Л.В. Школяр: «Встреча с музыкой на уроке» и «Что подросток ждет от музыки и что сам ищет в ней» [18, с. 91].

В рамках метода «Встреча с музыкой на уроке» была предложена презентация-экскурс по современным музыкальным стилям и направлениям, а именно, переход одного стиля в другой (спиричуэл - блюз - рок-н-ролл - поп-музыка - RAP-культура). Целью проведения урока стало дальнейшее ознакомление и углубление знаний истории современных музыкальных направлений. В презентацию, предложенную ученикам 3-х классов, были включены как музыкальные примеры, так и видеоряд.

И во время презентации и по её окончанию, учащиеся активно задавали вопросы по теме урока, просили уточнения и более подробного рассмотрения отдельных музыкальных направлений, а также выказали заинтересованность в самостоятельной подготовке и создании презентации по отдельным темам. Как и предполагалось (из ответов на первом уроке) наибольший интерес вызвало направление RAP - 9 учеников (в основном - мальчики), направление «блюз» заинтересовало 3-х учеников (девочки), остальные 6 учащихся не проявили ярко выраженной заинтересованности в самостоятельной познавательной деятельности. Интересным для нас стал феномен гендерной дифференциации музыкальных пристрастий, очевидно, обусловленный физиологией, половой принадлежностью, но более подробного рассмотрения мы не осуществляли в силу того, что этот аспект не входит в тему ВКР.

Страницы: 1 2 3 4

Технические средства обучения
Технические средства обучения (ТСО) - носители учебной информации, для проявления которой требуются специальные технические устройства. Основные виды технических средств обучения: материалы и устройства для программированного обучения звуковые пособия: магнитофонные записи, грамзаписи, радио учебно ...

Преподаватель как субъект Болонского процесса
Наряду со студентом - главным действующим лицом Болонского процесса, субъектом Болонского процесса выступает преподаватель. Обеспечение академической мобильности в Европе означает устранение всех препятствий свободному передвижению преподавателей, исследователей и административного персонала для ра ...

Анализ результатов использования нестандартных уроков
Проверка нашей гипотезы осуществлялась в ходе наблюдения и эксперимента в 5 ''В '' классе СШ №9, г. Солигорска. Целью констатирующего этапа эксперимента ставилось выявление исходного уровня знаний учащихся путем наблюдений и устного опроса. Результаты констатирующего среза и результаты наблюдения п ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru