обучение модульный редуктивный преподавание
Современная школа должна не только подготовить и выпустить в мир образованного человека, но человека творчески развитого, умеющего адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира. Выпускника, который сможет легко организовать самостоятельную деятельность, принимать решения и нести ответственность за свои поступки.
Долгие годы в школе учебный процесс был сведен к тому, что от учителя к ученику передавались знания, умения и навыки. Но современная жизнь доказала, что этого недостаточно. Образование должно давать ответы на «вызов» современного мира, меняться, реагируя на новые социальные явления. Однако изменения, происходящие в сегодняшней школе, ставят учителя в сложные условия: ему необходимо ориентироваться в огромном количестве современных инновационных технологий, идей и направлений. Как утверждают дидакты и методисты, существует более шестидесяти методов обучения [6, c. 50]. Как выбрать из них самый нужный и продуктивный? Для выбора оптимальных методов в конкретной педагогической ситуации были предложены два подхода. Первый - нужно изучить образовательные новинки и пробовать применить лучшую или несколько наиболее надежных на практике. Второй подход - заимствовать лучшие методики из разработок ведущих методистов, т. е. использовать своего рода педагогические шпаргалки. Однако не всегда даже самые лучшие образцы чужого педагогического опыта можно применить в неизменном виде. Получается, что в любом случае от методического творчества и выбора учителю не уйти, так как именно инновационные методы в обучении направлены на подготовку самостоятельной личности к будущей жизни. Условно их можно разделить на предметно – ориентированные и личностно – ориентированные [7, C. 90].
К основным личностно – ориентированным инновационным методам в образовании, на сегодняшний день, относятся: методы проблемного и проектного обучения, исследовательские методы, модульно - редуктивное обучение, игровые технологии, метод мозгового штурма, метод творческих заданий и т.д. Но нужно понимать, согласно Н. И. Запрудскому, что личностно – ориентированные технологии в чистом виде таковыми не являются, так как не соответствуют некоторым требованиям. В частности для них « невозможно диагностически задать, описать результаты обучения. Сложно осуществить контроль достижения целей, которые относятся к психическим процессам в сознании человека» [6, c. 15].
Редукция – это методологический прием в логике, математике и других дедуктивных науках, заключающийся в упрощении, сведении сложного к более простому, обозримому, понимаемому.[1, c. 15] Основные принципы редуктивного образования в отечественной педагогике высветили М. А. Балабан и Г. О. Аствацатуров.[3]
Согласно мнению М. А. Балабана сама природа позаботилась о человеке. Наличие у живых существ ювенильного гена – модератора, который позволяет затормозить любой процесс роста, к которому организм еще не готов, прямо влияет на процесс усвоения знаний. «Опора на силовое запоминание чужого знания (= текста) в классно – урочной школе заставляет ее игнорировать».[3, c. 13] В условиях современного информационного общества уже не играет большой роли постоянное и быстрое накопление знаний и сведений, актуальность которых быстро устаревает.
Одновременно большой объем усвоенных знаний приводит к уменьшению маневренности, сужению возможностей мыслительных операций с ними. Поэтому авторы технологии утверждают, что задачей школьного образования является не ускорение, а наоборот – « максимально замедлить реализацию умственного и духовного потенциала каждого ученика, чтобы дать ему возможность полностью созреть в самых выгодных для развития его личности условиях».[3, c.16]. Продуктивное обучение « неизбежно ведет к утрате генетической идентичности самой личности ученика» [3, c. 14]так как является замкнутой системой получения ЗУНов извне – из учебника, от учителя и т. п. Редуктивное обучение является открытой системой, потому что личное знание формируется при прямом творческом участии ( а не под силовым воздействием, как при репродуктивном обучении) чужого личного опыта тех, к кому сам учащийся обращается за содействием.[1, c. 22]
Изучение уровня развития
волевых качеств у младших школьников
Учебная деятельность значима на всех возрастных этапах , но особенно в младшем школьном возрасте, так как в данном школьном возрасте начинает формироваться учебная деятельность, а от уровня сформированности зависит успех всего обучения не только в начальном звене, но и в старших классах. Для формир ...
Анализ экспериментальной работы выявления эффективности
социально-педагогического управления в деятельности социального педагога в школе
Актуальность данной работы определяется в первую очередь незавидным положением в нашей стране, касающимся вопросов управления в сфере образования. Социальный педагог оказывает помощь различным категориям населения в различных учреждениях, в том числе и в школе. Но актуальность данной проблемы широк ...
Специфика воспитания в многодетной семье
Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные характеристики, а процесс социализации детей - свои трудности, проблемы. С одной стороны, здесь, как правило, воспитываются разумные потребности и умение считаться с нуждами других; ни у кого из детей нет привилегир ...