Учитель может начать с простого вопроса: «Безразличны ли вы к погоде?» Это определенно вызовет оживленный обмен мнениями, будут упоминаться различные погодные ситуации и высказываться пожелания о том, как было бы хорошо уметь предсказывать погоду.
После этого учеников можно вывести на улицу для наблюдений за погодой в данное время; не помешает и несколько таких выходов.
Вернувшись в класс, ученики, возможно, начнут делиться своими мнениями о том, как формируется погода. Все высказанные мысли можно записать на доске или на бумаге в качестве предположений. После такого активизирующего мыслительную деятельность начала учеников можно сгруппировать в небольшие бригады для изучения каждого из перечисленных конкретных факторов, ответственных, с точки зрения детей, за погоду. Здесь, конечно, будут присутствовать характер облачности, температура, осадки, атмосферное давление, скорость и направление ветра.
Мотивируемые к дальнейшей деятельности собственным опытом и любознательностью, члены некоторых бригад, возможно, выразят желание сконструировать какой-нибудь несложный прибор для определения погоды; его можно проверить, используя имеющиеся данные о местных погодных условиях. Некоторые дети, возможно, захотят узнать о погодных условиях и элементах погоды за какой-либо прошедший период времени.
Собранные сведения могут быть систематизированы различными способами, например в виде линейных графиков. Ученики, изучающие направление ветра, могут составить круговую диаграмму разброса показателей. Для сравнения данных желательно составить и другие аналогичные графики, например, построить гистограммы с указанием количества дождливых и солнечных дней при соответствующих изменениях атмосферного давления.
Прогноз следует сразу же сверить с наблюдениями. Это легко осуществить с помощью, например, такого вопроса: «Как вы думаете, какая погода будет сегодня во время игры (или другого мероприятия)?» Ответы нужно обязательно записать, чтобы позднее их сверить с фактическими данными. Возможно, что ученики захотят сделать краткосрочный прогноз погоды для школы или местных жителей. Можно даже организовать соревнование со специалистами по прогнозу погоды.
При сборе данных о погоде, проведении наблюдений и составлении прогнозов детям могут понадобиться дополнительные сведения или разного рода информация. В числе других видов работы можно предложить сравнение прогнозов школьников с прогнозами метеорологов или же ввести в составление прогнозов дополнительный фактор, например учет областей высокого и низкого давления. Обсуждения в классе и непринужденные беседы с другими учащимися помогут усовершенствовать как собственные прогнозы, так и методику сбора сведений для документации.
Внедрение в практику результатов решения проблемы
Можно надеяться, что описанная учебная деятельность завершится практическим действием. Возможно, учащиеся организуют в школе метеорологическую станцию и начнут регулярно передавать сводку погоды или же публиковать прогнозы в школьной стенгазете.
Общие замечания
А. Постановка проблемы
1. Беседа о погоде с учетом личного опыта учащихся.
2. Наблюдение погодных условий с помощью органов чувств.
Б. Деление учеников класса на группы (бригады) и обсуждение заданий
В. Конструирование приборов для измерения отдельных элементов погоды
1. Приборы для измерения скорости и направления ветра.
2. Термометр.
3. Барометр-анероид.
4. Жидкостный барометр.
5. Волосной гигрометр.
6. Грабельный нефоскоп.
7. Пращевой психрометр.
8. Весы для измерения относительной влажности.
9. Мини метеостанция.
Г. Сбор данных и виды деятельности
1. Прослушивание сводок погоды по радио и телевидению для сбора информации об элементах погоды.
2. Снятие показаний приборов — дождемера, термометра, пращевого психрометра, волосного гигрометра, весов для измерения относительной влажности и зондов.
Особенности работы с детьми с ОВЗ
Проблема воспитания и обучения детей-инвалидов на сегодняшний день очень важна. Такие дети нуждаются в особом подходе. Этот подход может найти специалист. Деятельность педагога включает в себя две основные характеристики: субъективную и объективную. К субъективным характеристикам относятся его личн ...
Особности учебных занятий по теории права и конституционному праву
Изучение теоретических аспектов права и вопросов конституционного права предусмотрено государственным стандартом знания для обучаемых системы общего образования. Знания данных областей права являются тем фундаментом, на базе которого выстраивается вся система других правовых знаний. Изучение теорет ...
Особенности профессионально-педагогической деформации личности
профессиональный педагогический деформация личность Педагогическая деятельность «богата» профессиональными деформациями личности, характерными только для данного вида деятельности. Это обусловлено как принадлежностью педагогической профессией к социономической группе, так и теми особыми требованиям ...