Рекомендуемые виды учебной деятельности

Развитие образования » Проблемный подход при изучении географии » Рекомендуемые виды учебной деятельности

Страница 1

Учитель может начать с простого вопроса: «Безразличны ли вы к погоде?» Это определенно вызовет оживленный обмен мнениями, будут упоминаться различные погодные ситуации и высказываться пожелания о том, как было бы хорошо уметь предсказывать погоду.

После этого учеников можно вывести на улицу для наблюдений за погодой в данное время; не помешает и несколько таких выходов.

Вернувшись в класс, ученики, возможно, начнут делиться своими мнениями о том, как формируется погода. Все высказанные мысли можно записать на доске или на бумаге в качестве предположений. После такого активизирующего мыслительную деятельность начала учеников можно сгруппировать в небольшие бригады для изучения каждого из перечисленных конкретных факторов, ответственных, с точки зрения детей, за погоду. Здесь, конечно, будут присутствовать характер облачности, температура, осадки, атмосферное давление, скорость и направление ветра.

Мотивируемые к дальнейшей деятельности собственным опытом и любознательностью, члены некоторых бригад, возможно, выразят желание сконструировать какой-нибудь несложный прибор для определения погоды; его можно проверить, используя имеющиеся данные о местных погодных условиях. Некоторые дети, возможно, захотят узнать о погодных условиях и элементах погоды за какой-либо прошедший период времени.

Собранные сведения могут быть систематизированы различными способами, например в виде линейных графиков. Ученики, изучающие направление ветра, могут составить круговую диаграмму разброса показателей. Для сравнения данных желательно составить и другие аналогичные графики, например, построить гистограммы с указанием количества дождливых и солнечных дней при соответствующих изменениях атмосферного давления.

Прогноз следует сразу же сверить с наблюдениями. Это легко осуществить с помощью, например, такого вопроса: «Как вы думаете, какая погода будет сегодня во время игры (или другого мероприятия)?» Ответы нужно обязательно записать, чтобы позднее их сверить с фактическими данными. Возможно, что ученики захотят сделать краткосрочный прогноз погоды для школы или местных жителей. Можно даже организовать соревнование со специалистами по прогнозу погоды.

При сборе данных о погоде, проведении наблюдений и составлении прогнозов детям могут понадобиться дополнительные сведения или разного рода информация. В числе других видов работы можно предложить сравнение прогнозов школьников с прогнозами метеорологов или же ввести в составление прогнозов дополнительный фактор, например учет областей высокого и низкого давления. Обсуждения в классе и непринужденные беседы с другими учащимися помогут усовершенствовать как собственные прогнозы, так и методику сбора сведений для документации.

Внедрение в практику результатов решения проблемы

Можно надеяться, что описанная учебная деятельность завершится практическим действием. Возможно, учащиеся организуют в школе метеорологическую станцию и начнут регулярно передавать сводку погоды или же публиковать прогнозы в школьной стенгазете.

Общие замечания

А. Постановка проблемы

1. Беседа о погоде с учетом личного опыта учащихся.

2. Наблюдение погодных условий с помощью органов чувств.

Б. Деление учеников класса на группы (бригады) и обсуждение заданий

В. Конструирование приборов для измерения отдельных элементов погоды

1. Приборы для измерения скорости и направления ветра.

2. Термометр.

3. Барометр-анероид.

4. Жидкостный барометр.

5. Волосной гигрометр.

6. Грабельный нефоскоп.

7. Пращевой психрометр.

8. Весы для измерения относительной влажности.

9. Мини метеостанция.

Г. Сбор данных и виды деятельности

1. Прослушивание сводок погоды по радио и телевидению для сбора информации об элементах погоды.

2. Снятие показаний приборов — дождемера, термометра, пращевого психрометра, волосного гигрометра, весов для измерения относительной влажности и зондов.

Страницы: 1 2

Способы реализации и планирование межпредметных связей в обучении математики и биологии
Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных методических задач учителя математики. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя с учителями химии, физики, посещения о ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии как фактор повышения мотивации обучения учащихся
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым. Жан Жак Руссо Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не зна ...

Основное содержание Декларации о европейском регионе высшего образования
19 июня 1999 года в Болонье (Италия) министры образования 29 европейских стран подписали Декларацию о европейском регионе высшего образования. Среди подписавших — представители Великобритании, Франции, Германии, Италии, Австрии, Швейцарской Конфедерации, Испании, Португалии, Бельгии, Дании, Греции, ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru