Учитель может начать с простого вопроса: «Безразличны ли вы к погоде?» Это определенно вызовет оживленный обмен мнениями, будут упоминаться различные погодные ситуации и высказываться пожелания о том, как было бы хорошо уметь предсказывать погоду.
После этого учеников можно вывести на улицу для наблюдений за погодой в данное время; не помешает и несколько таких выходов.
Вернувшись в класс, ученики, возможно, начнут делиться своими мнениями о том, как формируется погода. Все высказанные мысли можно записать на доске или на бумаге в качестве предположений. После такого активизирующего мыслительную деятельность начала учеников можно сгруппировать в небольшие бригады для изучения каждого из перечисленных конкретных факторов, ответственных, с точки зрения детей, за погоду. Здесь, конечно, будут присутствовать характер облачности, температура, осадки, атмосферное давление, скорость и направление ветра.
Мотивируемые к дальнейшей деятельности собственным опытом и любознательностью, члены некоторых бригад, возможно, выразят желание сконструировать какой-нибудь несложный прибор для определения погоды; его можно проверить, используя имеющиеся данные о местных погодных условиях. Некоторые дети, возможно, захотят узнать о погодных условиях и элементах погоды за какой-либо прошедший период времени.
Собранные сведения могут быть систематизированы различными способами, например в виде линейных графиков. Ученики, изучающие направление ветра, могут составить круговую диаграмму разброса показателей. Для сравнения данных желательно составить и другие аналогичные графики, например, построить гистограммы с указанием количества дождливых и солнечных дней при соответствующих изменениях атмосферного давления.
Прогноз следует сразу же сверить с наблюдениями. Это легко осуществить с помощью, например, такого вопроса: «Как вы думаете, какая погода будет сегодня во время игры (или другого мероприятия)?» Ответы нужно обязательно записать, чтобы позднее их сверить с фактическими данными. Возможно, что ученики захотят сделать краткосрочный прогноз погоды для школы или местных жителей. Можно даже организовать соревнование со специалистами по прогнозу погоды.
При сборе данных о погоде, проведении наблюдений и составлении прогнозов детям могут понадобиться дополнительные сведения или разного рода информация. В числе других видов работы можно предложить сравнение прогнозов школьников с прогнозами метеорологов или же ввести в составление прогнозов дополнительный фактор, например учет областей высокого и низкого давления. Обсуждения в классе и непринужденные беседы с другими учащимися помогут усовершенствовать как собственные прогнозы, так и методику сбора сведений для документации.
Внедрение в практику результатов решения проблемы
Можно надеяться, что описанная учебная деятельность завершится практическим действием. Возможно, учащиеся организуют в школе метеорологическую станцию и начнут регулярно передавать сводку погоды или же публиковать прогнозы в школьной стенгазете.
Общие замечания
А. Постановка проблемы
1. Беседа о погоде с учетом личного опыта учащихся.
2. Наблюдение погодных условий с помощью органов чувств.
Б. Деление учеников класса на группы (бригады) и обсуждение заданий
В. Конструирование приборов для измерения отдельных элементов погоды
1. Приборы для измерения скорости и направления ветра.
2. Термометр.
3. Барометр-анероид.
4. Жидкостный барометр.
5. Волосной гигрометр.
6. Грабельный нефоскоп.
7. Пращевой психрометр.
8. Весы для измерения относительной влажности.
9. Мини метеостанция.
Г. Сбор данных и виды деятельности
1. Прослушивание сводок погоды по радио и телевидению для сбора информации об элементах погоды.
2. Снятие показаний приборов — дождемера, термометра, пращевого психрометра, волосного гигрометра, весов для измерения относительной влажности и зондов.
Концептуальные идеи адаптивной школы
Без определения, понимания и переосмысления концептуальных идей сегодня уже практически невозможно обоснованно спроектировать образовательный процесс в школе и управление им. Концептуальные идеи позволяют соотнести поставленные школой стратегические задачи и реальное состояние деятельности ученичес ...
Методика реализации стохастической линии в 5 классе
Основными задачами на этом этапе являются: Выработка умений и навыков работать с таблицей, извлекать из таблиц информацию и анализировать ее. Выработка умений заполнять в таблице пустые графы (строки, столбцы). Формирование умений читать диаграммы, извлекать необходимую информацию. Формирование уме ...
Эмоции и познавательные
психические процессы
Эмоциональные реакции, состояния и отношения могут оказывать влияние на протекание познавательных психических процессов. Ощущения. Люди, находящиеся в состоянии выраженной депрессии, описывают свои ощущения как притупленные, неяркие, невыразительные: все вокруг как бы окрашивается в оттенки серого ...