Факторы, влияющие на неуспеваемость учащихся младшего школьного возраста

Развитие образования » Неуспеваемость учащихся младшего школьного возраста как педагогическая проблема » Факторы, влияющие на неуспеваемость учащихся младшего школьного возраста

Страница 1

В основе неуспеваемости в школе всегда лежит не одна причина или фактор, а несколько, и часто они действуют в комплексе. Вопреки распространенному мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. В педагогической практике при отсутствии правильной дифференцировки причин неуспеваемости к отстающим ученикам применяется скудный и несовершенный набор средств: это либо дополнительные занятия с использованием традиционных методов обучения, либо различные формы дисциплинарного давления на ученика. Эти средства, как правило, оказываются не только малоэффективны, но и вредны, поскольку не устраняют реальных причин неуспеваемости. А эти причины могут быть различны; в основе неуспеваемости может лежать несколько взаимосвязанных причин, порождающих в свою очередь вторичные нарушения в учебной деятельности.

Я рассмотрела причины, которые выделяет Балашова Е.Ю. – наш современник, профессор МГУ им. Ломоносова, кандидат психологических наук. Она утверждает, что говоря о причинах школьной неуспеваемости, о трудностях в обучении, то прежде всего стоит выделять биологические причины, т.е. это факторы, которые вызывают сбои в работе ряда систем организма и в частности головного мозга, и средовые причины, т.е. как определенные воздействия среды могут провоцировать, приводить к возникновению трудностей в обучении. Под средой Балашова подразумевает именно социально-предметную.

Основные биологические причины:

· Наследственные факторы;

· Осложнения вследствие особенностей протекания беременности и родов;

· Соматические заболевания в раннем возрасте;

· Индивидуальные особенности мозговой организации психических функций;

Прежде всего, затронем причину, связанную с протеканием беременности, родов и раннего развития ребенка. Балашова Е.Ю. подчеркивает, что рассматриваются только «нормальные дети», без каких-либо серьезных травм или отклонений, но испытывающие трудности в адаптации и в обучении. По данным медицинской статистики, сегодня все чаще появляются на свет дети посредством кесарево сечения. Это чревато определенными опасностями, а именно, вследствие быстрых родов, мозг ребенка не успевает адаптироваться к окружающей среде, резкий перепад давления в дальнейшем может негативно сказаться на том, как будет развиваться психика ребенка. У таких детей, часто на первом году жизни обнаруживают гипертонус (повышение мышечного тонуса). Это легко снимается средствами лечебной физкультуры, но все же, позже, в младшем школьном возрасте появляется проявление синдрома двигательной возбудимости и гиперактивности или повышенная истощаемость, а именно несформированность внимания. Все эти явления они у ребенка оказываются некой проблемной сферой.

Серьезные трудности в обучении могут создавать, если ребенок в раннем детстве, болеет какими-либо тяжелыми соматическими заболеваниями, например, почечная патология или сердечная патология. Такие заболевания дают определенный синдром интоксикации организма (проблемы с выводом токсинов из организма), который не может не сказаться на развитии мозга ребенка в дальнейшем. Здесь можно заметить, как биологическая причина плавно переходит в последствия психологические. Часто больной ребенок находит в своеобразной изоляции от сверстников, он не так интенсивно общается с миром как здоровые дети, и более того он испытывает гиперопеку со стороны родственников. Именно она может вызывать трудности социализации в дальнейшем.

Страницы: 1 2 3

Методические подходы в создании положительной мотивации к изучению английского языка
Приступая к изучению иностранного языка, нельзя пожаловаться на отсутствие интереса учащихся к предмету. Но со временем интерес значительно ослабевает. Возникает вопрос: почему? Одна из причин - это ложное представление о мнимой обязанности ученика учиться. Учение - это познание. Нельзя обязать чел ...

Направления работы социального педагога в ДОУ
В отличие от школы, где социальный педагог, главным образом, решает проблемы отклоняющегося поведения детей и проблем в обучении, в детском саду он призван помогать социализации и адаптации ребёнка и созданию комфортных условий для него в семье и в детском саду. Попова Любовь Ивановна, социальный п ...

Теоретико-методологические аспекты качества образования
1. Анализируя процесс трансформации образования с точки зрения возможностей формирования социокультурного потенциала развития общества, можно согласиться с проектным характером постановки проблемы в следующем виде: «Образование в России должно стать ведущим механизмом развития российского общества. ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru