Третьим элементом самоконтроля является корректирование выполняемой работы. Осуществляется оно на основе данных самооценки. В ходе корректирования учащиеся исправляют допущенные ошибки в способах выполнения работы и объекте труда, оценивают достаточность внесенных исправлений, уточняют планирование. Организуются упражнения в выполнении учебных действий, в которых учащиеся допустили ошибки. Проводится повторение теоретического материала. Иногда ученики повторно выполняют все задание, в котором было допущено много ошибок. В ходе корректирования учащиеся вносят также усовершенствования в организацию своей работы, способы ее выполнения, применяемые орудия труда. Цель их — устранить причины ошибок, облегчить свою работу и улучшить условия ее выполнения, повысить качество и производительность труда [18, с.138].
Анализ работ по вопросу структуры самоконтроля позволил выделить три основные составляющие данного процесса: цель деятельности, оценка своей деятельности и корректирование своей деятельности. В работе данная структура взята нами за основу.
На основе анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что нет единого подхода к определению сущности понятия «самоконтроль». Педагоги и психологи по разному подходят к сущности этого понятия. Мы в своей работе будем рассматривать самоконтроль как деятельность учащихся, заключающуюся в анализе и регулировании ее хода и результатов. В педагогической литературе раскрыты структурные элементы самоконтроля. К структурным элементам самоконтроля А.С. Лында относит: уяснение учащимися цели деятельности, оценку своей деятельности и корректирование выполняемой работы. Методы корректирования зависят от содержания выполняемой работы, характера допущенных ошибок и их причин. Таким образом, мнения учёных сходятся на том, что для осуществления любого вида деятельности необходимо иметь: цель и намеченный план её выполнения, а в ходе выполнения деятельности осуществлять самоконтроль, то есть регулировать и своевременно корректировать свои действия.
Особенности использования мультимедийной и интерактивной техники в обучении
Во всем мире интерактивные доски используются в образовательной сфере, они могут применяться на любых уроках и при преподавании любых дисциплин. Интерактивная доска – это сенсорный экран, присоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно прикоснуться к повер ...
Факторы, влияющие на неуспеваемость учащихся младшего
школьного возраста
В основе неуспеваемости в школе всегда лежит не одна причина или фактор, а несколько, и часто они действуют в комплексе. Вопреки распространенному мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. В педагогической практике при от ...
Формирование словаря детей в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленны ...