Третьим элементом самоконтроля является корректирование выполняемой работы. Осуществляется оно на основе данных самооценки. В ходе корректирования учащиеся исправляют допущенные ошибки в способах выполнения работы и объекте труда, оценивают достаточность внесенных исправлений, уточняют планирование. Организуются упражнения в выполнении учебных действий, в которых учащиеся допустили ошибки. Проводится повторение теоретического материала. Иногда ученики повторно выполняют все задание, в котором было допущено много ошибок. В ходе корректирования учащиеся вносят также усовершенствования в организацию своей работы, способы ее выполнения, применяемые орудия труда. Цель их — устранить причины ошибок, облегчить свою работу и улучшить условия ее выполнения, повысить качество и производительность труда [18, с.138].
Анализ работ по вопросу структуры самоконтроля позволил выделить три основные составляющие данного процесса: цель деятельности, оценка своей деятельности и корректирование своей деятельности. В работе данная структура взята нами за основу.
На основе анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что нет единого подхода к определению сущности понятия «самоконтроль». Педагоги и психологи по разному подходят к сущности этого понятия. Мы в своей работе будем рассматривать самоконтроль как деятельность учащихся, заключающуюся в анализе и регулировании ее хода и результатов. В педагогической литературе раскрыты структурные элементы самоконтроля. К структурным элементам самоконтроля А.С. Лында относит: уяснение учащимися цели деятельности, оценку своей деятельности и корректирование выполняемой работы. Методы корректирования зависят от содержания выполняемой работы, характера допущенных ошибок и их причин. Таким образом, мнения учёных сходятся на том, что для осуществления любого вида деятельности необходимо иметь: цель и намеченный план её выполнения, а в ходе выполнения деятельности осуществлять самоконтроль, то есть регулировать и своевременно корректировать свои действия.
Обучаемость и ее компоненты
Рассматривая индивидуально-типические компоненты продуктивного мышления, мы ставили перед собой задачу выделить те его особенности, от которых зависит легкость овладения однородными знаниями, темп продвижения в них, т. е. связывали его с понятием общих способностей. У школьников эти свойства их пси ...
Теоретические основы модульно-редуктивной технологии
обучение модульный редуктивный преподавание Современная школа должна не только подготовить и выпустить в мир образованного человека, но человека творчески развитого, умеющего адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира. Выпускника, который сможет легко организовать самостоятельную деятельност ...
Особенности обучения информатике
Говоря о преподавании информатики, следует первоначально изучить нормативную документацию, а именно стандарты образования. В данном документе идет речь не только о перечне необходимых ЗУН учащихся, но и о возможном техническом оснащении уроков информатики. Например, использование в преподавании кур ...