Время диктует новые подходы к подготовке молодых специалистов. Они вызваны изменением функций человеческого труда в современном производстве. Развитие наукоемких и высокотехнологичных производств требует обеспечения кадрами практико-ориентированных специалистов, обладающих профессиональной квалификацией, многофункциональными умениями. В этих условиях именно среднее профессиональное образование является образовательным уровнем, способным удовлетворять данным требованиям.
По мнению Г.И. Ажикина самоконтроль - важная характеристика современного специалиста. Уровень развития умений и навыков самоконтроля существенно определяет квалификацию специалиста. Самоконтроль – это ориентировочная основа успешной трудовой деятельности.
Самоконтроль – неотъемлемая, органическая часть процесса формирования умений и навыков на всех этапах производственного обучения, охватывающая контрольно-оценочную деятельность учащихся при овладении умениями и навыками.
Будучи необходимым условием формирования умений и навыков всех видов, самоконтроль одновременно является и одной из важных задач обучения. Овладение самоконтролем включает целую систему знаний, умений и навыков, требуя, поэтому специального внимания при обучении.
Необходимость исследования самоконтроля в трудовой деятельности по мнению В.В. Чебышевой подтверждается при формировании даже самых элементарных навыков. Практика обучения и специальные исследования показывают, что, чем более выражен активный и сознательный характер самоконтроля, тем успешнее формируется навык. И наоборот, в условиях снижающих активный и сознательный характер самоконтроля, упражнения становятся менее эффективными. Умение контролировать свою работу помогает учащемуся приобретать, углублять и расширять знания, успешно овладевать профессией.
Исключительно велико значение самоконтроля и в процессе трудовой деятельности. Установлено, что самоконтроль в его простейшей форме имеет существенное значение для повышения производительности труда.
Самоконтроль как качество личности, связанное с проявлением ею активности и самостоятельности является структурным элементом процесса самовоспитания, к функциям которого относится управление человеком своей деятельностью и поведением. В ходе самоконтроля человек совершает умственные и практические действия по самооценке, корректированию и совершенствованию выполняемой им работы, овладевает соответствующими умениями и навыками. Кроме того, самоконтроль способствует развитию мышления.
Будучи качеством личности и условием проявления ею, самостоятельности и активности, самоконтроль в то же время является составной частью, необходимым компонентом всех видов учебной и трудовой деятельности. Он необходим не только при выполнении самостоятельной работы, но и при выполнении заданий на всех предшествующих стадиях, начиная с пробных действий, совершаемых под внешним управлением.
Формирование самоконтроля одна из актуальных задач профессиональной школы. Это объясняется ее ведущим положением в системе подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, а также возрастанием значения самоконтроля поведения как профессионального качества современного рабочего и специалиста. Навыки самоконтроля формируются у учащихся в процессе различных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой, профессиональной) под влиянием взрослых и коллектива. Одна из первостепенных задач мастера производственного обучения - выявление уровня сформированности самоконтроля учащихся. Сопоставляя свои действия с действиями, которые являются правильными в данной ситуации, учащиеся приучаются не только исправлять ошибки в своих действиях, но и предотвращать возможность ошибок, воздерживаться от нежелательных действий. Развитие самоконтроля идет от самоконтроля в области простых движении к самоконтролю деятельности и поведения в целом.
Научные основы самоконтроля созданы учением физиологов И.П. Павловым и П. К. Анохиным. Вопросам самоконтроля, методам и средствам его формирования посвящены работы педагогов и психологов Г. И. Ажикина, Н.Д. Левитова, В.В. Чебышевой, Л.Б. Ительсона, А.С. Лынды и др. Не смотря на это, вопросы самоконтроля и планирования учащимися своего труда в психолого-педагогической и методической литературе разработаны еще слабо. Нет однозначного подхода к сущности самоконтроля, единой классификации самоконтроля, недостаточно разработана методика формирования самоконтроля. Таким образом, актуальность темы исследования вызвана объективной необходимостью устранения противоречий между необходимостью формирования самоконтроля у учащихся и его недостаточной разработанностью в методической литературе.
Цель исследования: выявление влияния самоконтроля и планирования в процессе изучения предмета «Слесарное дело» на качество профессиональной подготовки учащихся лесомеханического техникума.
Объект исследования: обучение планированию и самоконтролю учащихся в учебных мастерских.
Предмет исследования: влияние планирования и самоконтроля на качество профессиональной подготовки учащихся лесомеханического техникума.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что профессиональная подготовка как процесс обучения учащихся лесомеханического техникума будет наиболее эффективна, если
- структура и содержательная сторона технологических карт разработана с учетом внесения учеником этапов самоконтроля;
- педагогические условия будут стимулировать процесс самоконтроля и планирования практической деятельности учащихся;
- методика включения технологических карт разработана с учетом индивидуальных особенностей учащихся, уровнем самостоятельности и уровнем успеваемости.
Для реализации гипотезы необходимо решить следующие задачи:
- провести анализ состояния проблемы самоконтроля и планирования в психолого-педагогической литературе, методической и специальной литературе;
- разработать методику использования инструкционно-технологических карт с элементами самоконтроля на практических занятиях по «Слесарному делу» в учебных мастерских;
- выявить педагогические условия эффективного использования разработанной методики осуществления самоконтроля и планирования;
- экспериментально проверить эффективность влияния самоконтроля и планирования на качество профессиональной подготовки.
Теоретическая значимость исследования: рассмотрены и проанализированы теоретические основы формирования самоконтроля учащихся, их виды и методы.
Практическая значимость исследования: разработаны критерии самоконтроля, технологические карты с элементами самоконтроля.
База исследования: Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П. Чкалова, группа ЭМ-11, специальность «Техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования».
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, анализ продуктов практической деятельности. Изучение и анализ документов ( учебная программа, журнал успеваемости).
Особенности психологического развития детей
младшего школьного возраста
Воспитательная система школы самбо имеет своей целью создание условий для поддержки и активизации личностного роста и самоопределения воспитанников, что подразумевает создание условий для решения каждым воспитанником основных задач своего возраста, необходимых для полноценного проживания, настоящег ...
Современные проблемы технологического образования
школьников
Обучение школьников в образовательной области «Технология», как и вся система образования, направлено на решение задач адаптации и социализации подрастающего поколения и теснейшим образом связано с процессами социапьно-экономических изменений в обществе. Изменения в социально-экономической сфере об ...
Контрольный эксперимент
После реализации коррекционно-развивающей программы были проведены те же диагностические методики, в тех же условиях, что и на этапе констатирующего эксперимента. Данные по методике «Лесенка» после программы. В гистограмме показано, что самооценка у детей выросла, а это говорит о том, что дети стал ...