Влияние самоконтроля учащихся на качество профессиональной подготовки

Развитие образования » Влияние самоконтроля учащихся на качество профессиональной подготовки

Время диктует новые подходы к подготовке молодых специалистов. Они вызваны изменением функций человеческого труда в современном производстве. Развитие наукоемких и высокотехнологичных производств требует обеспечения кадрами практико-ориентированных специалистов, обладающих профессиональной квалификацией, многофункциональными умениями. В этих условиях именно среднее профессиональное образование является образовательным уровнем, способным удовлетворять данным требованиям.

По мнению Г.И. Ажикина самоконтроль - важная характеристика современного специалиста. Уровень развития умений и навыков самоконтроля существенно определяет квалификацию специалиста. Самоконтроль – это ориентировочная основа успешной трудовой деятельности.

Самоконтроль – неотъемлемая, органическая часть процесса формирования умений и навыков на всех этапах производственного обучения, охватывающая контрольно-оценочную деятельность учащихся при овладении умениями и навыками.

Будучи необходимым условием формирования умений и навыков всех видов, самоконтроль одновременно является и одной из важных задач обучения. Овладение самоконтролем включает целую систему знаний, умений и навыков, требуя, поэтому специального внимания при обучении.

Необходимость исследования самоконтроля в трудовой деятельности по мнению В.В. Чебышевой подтверждается при формировании даже самых элементарных навыков. Практика обучения и специальные исследования показывают, что, чем более выражен активный и сознательный характер самоконтроля, тем успешнее формируется навык. И наоборот, в условиях снижающих активный и сознательный характер самоконтроля, упражнения становятся менее эффективными. Умение контролировать свою работу помогает учащемуся приобретать, углублять и расширять знания, успешно овладевать профессией.

Исключительно велико значение самоконтроля и в процессе трудовой деятельности. Установлено, что самоконтроль в его простейшей форме имеет существенное значение для повышения производительности труда.

Самоконтроль как качество личности, связанное с проявлением ею активности и самостоятельности является структурным элементом процесса самовоспитания, к функциям которого относится управление человеком своей деятельностью и поведением. В ходе самоконтроля человек совершает умственные и практические действия по самооценке, корректированию и совершенствованию выполняемой им работы, овладевает соответствующими умениями и навыками. Кроме того, самоконтроль способствует развитию мышления.

Будучи качеством личности и условием проявления ею, самостоятельности и активности, самоконтроль в то же время является составной частью, необходимым компонентом всех видов учебной и трудовой деятельности. Он необходим не только при выполнении самостоятельной работы, но и при выполнении заданий на всех предшествующих стадиях, начиная с пробных действий, совершаемых под внешним управлением.

Формирование самоконтроля одна из актуальных задач профессиональной школы. Это объясняется ее ведущим положением в системе подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, а также возрастанием значения самоконтроля поведения как профессионального качества современного рабочего и специалиста. Навыки самоконтроля формируются у учащихся в процессе различных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой, профессиональной) под влиянием взрослых и коллектива. Одна из первостепенных задач мастера производственного обучения - выявление уровня сформированности самоконтроля учащихся. Сопоставляя свои действия с действиями, которые являются правильными в данной ситуации, учащиеся приучаются не только исправлять ошибки в своих действиях, но и предотвращать возможность ошибок, воздерживаться от нежелательных действий. Развитие самоконтроля идет от самоконтроля в области простых движении к самоконтролю деятельности и поведения в целом.

Научные основы самоконтроля созданы учением физиологов И.П. Павловым и П. К. Анохиным. Вопросам самоконтроля, методам и средствам его формирования посвящены работы педагогов и психологов Г. И. Ажикина, Н.Д. Левитова, В.В. Чебышевой, Л.Б. Ительсона, А.С. Лынды и др. Не смотря на это, вопросы самоконтроля и планирования учащимися своего труда в психолого-педагогической и методической литературе разработаны еще слабо. Нет однозначного подхода к сущности самоконтроля, единой классификации самоконтроля, недостаточно разработана методика формирования самоконтроля. Таким образом, актуальность темы исследования вызвана объективной необходимостью устранения противоречий между необходимостью формирования самоконтроля у учащихся и его недостаточной разработанностью в методической литературе.

Цель исследования: выявление влияния самоконтроля и планирования в процессе изучения предмета «Слесарное дело» на качество профессиональной подготовки учащихся лесомеханического техникума.

Объект исследования: обучение планированию и самоконтролю учащихся в учебных мастерских.

Предмет исследования: влияние планирования и самоконтроля на качество профессиональной подготовки учащихся лесомеханического техникума.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что профессиональная подготовка как процесс обучения учащихся лесомеханического техникума будет наиболее эффективна, если

- структура и содержательная сторона технологических карт разработана с учетом внесения учеником этапов самоконтроля;

- педагогические условия будут стимулировать процесс самоконтроля и планирования практической деятельности учащихся;

- методика включения технологических карт разработана с учетом индивидуальных особенностей учащихся, уровнем самостоятельности и уровнем успеваемости.

Для реализации гипотезы необходимо решить следующие задачи:

- провести анализ состояния проблемы самоконтроля и планирования в психолого-педагогической литературе, методической и специальной литературе;

- разработать методику использования инструкционно-технологических карт с элементами самоконтроля на практических занятиях по «Слесарному делу» в учебных мастерских;

- выявить педагогические условия эффективного использования разработанной методики осуществления самоконтроля и планирования;

- экспериментально проверить эффективность влияния самоконтроля и планирования на качество профессиональной подготовки.

Теоретическая значимость исследования: рассмотрены и проанализированы теоретические основы формирования самоконтроля учащихся, их виды и методы.

Практическая значимость исследования: разработаны критерии самоконтроля, технологические карты с элементами самоконтроля.

База исследования: Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П. Чкалова, группа ЭМ-11, специальность «Техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования».

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, анализ продуктов практической деятельности. Изучение и анализ документов ( учебная программа, журнал успеваемости).

Классификация наглядных пособий по биологии
Основным методом изучения биологии в школе является наблюдение. Однако не всегда можно провести наблюдения предметов и явлений природы в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения. Средства наглядности на ос ...

Задачи детского сада по формированию словаря детей
Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей. Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возмо ...

Международный контекст развития исторического образования
В 1996 г. Российская Федерация вошла в состав Совета Европы, а в 2003 г. присоединилась к Болонской декларации. В результате этих решений педагоги России получили доступ к международной информации и возможность участия в интеграционных образовательных проектах Западной Европы. Эксперты Совета Европ ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru