Психолого-педагогические основы определения сущности самоконтроля

Развитие образования » Влияние самоконтроля учащихся на качество профессиональной подготовки » Психолого-педагогические основы определения сущности самоконтроля

Страница 3

Формирование самооценки и самоконтроля зависит и от характера образца и степени его усвоения учащимися. На начальном этапе обучения используется конкретный образец и ведется работа по созданию у учащихся полной ориентировочной основы. По мере накопления у них опыта и знаний, развития мышления конкретный образец заменяется представлением о нем. Высшей ступенью является использование обобщенного представления об образце.

Завершающее звено самоконтроля - коррекция выполняемой работы. Она осуществляется на основе данных самооценки. Этот элемент называется корректирующим самоконтролем. В ходе коррекции учащиеся исправляют допущенные ошибки в способах выполнения работы, оценивают достаточность внесенных исправлений, уточняют планирование.

Рассмотрим структуру самоконтроля.

К структурным элементам самоконтроля Н. Д. Левитов относит:

- внимание к результатам своей работы, ее условиям и приемам;

- наблюдение за ходом работы по ее показателям: скорости и точности применяемых приемов;

- мысленные операции: прежде всего анализ результатов наблюдения, установление причинной зависимости имеющихся недостатаков от внешних условий и от самого рабочего;

- точная и своевременная реакция на подмеченные недостатки в работе, выражающаяся в их исправлении [16].

А.С. Лында [18, с. 59] в своей работе подробно раскрывает элементы самоконтроля, которые приведены на рисунке 1.

Рис 1. Структура самоконтроля

Раскроем эти элементы. Основным условием для проведения самоконтроля и первым структурным элементом по его осуществлению считает уяснение учащимися цели деятельности и усвоение образцов, с которыми они будут сравнивать применяемые способы выполнения работы и полученные результаты. В качестве таких эталонов берутся наиболее целесообразные приемы выполнения заданий, рабочие движения, образцы готовых изделий, письменные и графические документы, различные нормативные требования, планы выполнения работ и т. д. Сюда же относятся знания правил и других теоретических положений. На усвоение их направлен весь учебный процесс.

На занятиях в мастерских усвоение образца проводится во время инструктажа и при пробном выполнении действий учащимися. Им сообщается цель работы и требования к качеству ее выполнения. Осуществляется образцовый показ приемов работы, сопровождаемый словесным комментированием. Преподаватель дает специальные указания о том, что надо проверять, какими средствами и по каким признакам, как учитывать результаты, чтобы достичь поставленной цели. При этом учащихся необходимо обучать распознаванию этих признаков, пониманию их значения и умению оценивать результаты их влияния на протекание трудового процесса.

Усвоение учащимися образца предстоящих действий и будущего результата осуществляется также при овладении знаниями, которые сообщаются им при инструктировании и на других этапах урока.

Вторым структурным элементом самоконтроля является оценка учеником своей работы: сличение её с образцом и получение информации о ходе выполнения, установление и анализ допущенных ошибок и их причин. Здесь осуществляется лишь констатация результата. Методы проведения самооценки зависят от характера и содержания выполняемой работы, усвоенного образца и способов его усвоения, уровня знаний и умений учащихся по данному материалу или виду работы и других факторов. Сбор этой информации они ведут непосредственно, при помощи органов чувств, или опосредованно, путем использования измерительных инструментов, приборов и других технических средств.

Страницы: 1 2 3 4

Проблемы восприятия личностью культурно-досуговых программ
Восприятие личностью культурно-досуговой программы - это восприятие опосредовано прошлым социальным опытом, опытом в целом, чувствами, мыслями о сегодняшнем дне. Другими словами: в единстве сознания и деятельности, их взаимосвязи и взаимообусловленности происходит осуществление регуляции восприятия ...

Изготовление самодельного походного снаряжения
Здесь мы ограничимся описанием изготовления простейших снего- и болотоступов и рюкзаков, которые могут пригодиться потерпевшим бедствие во время переходов. Примитивные снегоступы представляют из себя овальной формы деревянную раму и натянутый на нее переплет. Рама выгибается из сырых веток орешника ...

Особенности функционирования детских оздоровительных лагерей
В современном социуме большое значение имеет организации системы летнего отдыха детей и подростков. По нашему мнению, это не особая педагогическая система или методика – но, прежде всего неотъемлемая составляющая всей жизнедеятельности ребёнка, где гармонично сочетаются духовно-эстетические, рацион ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru