Психолого-педагогические основы определения сущности самоконтроля

Развитие образования » Влияние самоконтроля учащихся на качество профессиональной подготовки » Психолого-педагогические основы определения сущности самоконтроля

Страница 3

Формирование самооценки и самоконтроля зависит и от характера образца и степени его усвоения учащимися. На начальном этапе обучения используется конкретный образец и ведется работа по созданию у учащихся полной ориентировочной основы. По мере накопления у них опыта и знаний, развития мышления конкретный образец заменяется представлением о нем. Высшей ступенью является использование обобщенного представления об образце.

Завершающее звено самоконтроля - коррекция выполняемой работы. Она осуществляется на основе данных самооценки. Этот элемент называется корректирующим самоконтролем. В ходе коррекции учащиеся исправляют допущенные ошибки в способах выполнения работы, оценивают достаточность внесенных исправлений, уточняют планирование.

Рассмотрим структуру самоконтроля.

К структурным элементам самоконтроля Н. Д. Левитов относит:

- внимание к результатам своей работы, ее условиям и приемам;

- наблюдение за ходом работы по ее показателям: скорости и точности применяемых приемов;

- мысленные операции: прежде всего анализ результатов наблюдения, установление причинной зависимости имеющихся недостатаков от внешних условий и от самого рабочего;

- точная и своевременная реакция на подмеченные недостатки в работе, выражающаяся в их исправлении [16].

А.С. Лында [18, с. 59] в своей работе подробно раскрывает элементы самоконтроля, которые приведены на рисунке 1.

Рис 1. Структура самоконтроля

Раскроем эти элементы. Основным условием для проведения самоконтроля и первым структурным элементом по его осуществлению считает уяснение учащимися цели деятельности и усвоение образцов, с которыми они будут сравнивать применяемые способы выполнения работы и полученные результаты. В качестве таких эталонов берутся наиболее целесообразные приемы выполнения заданий, рабочие движения, образцы готовых изделий, письменные и графические документы, различные нормативные требования, планы выполнения работ и т. д. Сюда же относятся знания правил и других теоретических положений. На усвоение их направлен весь учебный процесс.

На занятиях в мастерских усвоение образца проводится во время инструктажа и при пробном выполнении действий учащимися. Им сообщается цель работы и требования к качеству ее выполнения. Осуществляется образцовый показ приемов работы, сопровождаемый словесным комментированием. Преподаватель дает специальные указания о том, что надо проверять, какими средствами и по каким признакам, как учитывать результаты, чтобы достичь поставленной цели. При этом учащихся необходимо обучать распознаванию этих признаков, пониманию их значения и умению оценивать результаты их влияния на протекание трудового процесса.

Усвоение учащимися образца предстоящих действий и будущего результата осуществляется также при овладении знаниями, которые сообщаются им при инструктировании и на других этапах урока.

Вторым структурным элементом самоконтроля является оценка учеником своей работы: сличение её с образцом и получение информации о ходе выполнения, установление и анализ допущенных ошибок и их причин. Здесь осуществляется лишь констатация результата. Методы проведения самооценки зависят от характера и содержания выполняемой работы, усвоенного образца и способов его усвоения, уровня знаний и умений учащихся по данному материалу или виду работы и других факторов. Сбор этой информации они ведут непосредственно, при помощи органов чувств, или опосредованно, путем использования измерительных инструментов, приборов и других технических средств.

Страницы: 1 2 3 4

Теоретические основы модульно-редуктивной технологии
обучение модульный редуктивный преподавание Современная школа должна не только подготовить и выпустить в мир образованного человека, но человека творчески развитого, умеющего адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира. Выпускника, который сможет легко организовать самостоятельную деятельност ...

Методика реализации стохастической линии в 6 классе
Основные задачи: Отработка умений и навыков в составлении и подсчете числа комбинаторных наборов. Показать учащимся как можно решать комбинаторные задачи с помощью рассуждений. Познакомить учащихся с правилом умножения при подсчете числа возможных вариантов, сформировать умения по его применению. П ...

Специальная педагогика и педагогика Монтессори
воспитание монтессори специальный педагогика Анализ педагогической системы Монтессори и многолетний зарубежный опыт показывают, что по многим своим педагогическим условиям Монтессори-педагогика удивительно точно сообразуется с принципами и технологиями специальной педагогики. Установлено, что интег ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru