Психолого-педагогические основы определения сущности самоконтроля

Развитие образования » Влияние самоконтроля учащихся на качество профессиональной подготовки » Психолого-педагогические основы определения сущности самоконтроля

Страница 2

В своей работе мы будем опираться на определение Н.Д. Левитова, так как оно отражает процесс самоконтроля.

Целями самоконтроля является:

- установление признаков наиболее успешного протекания рабочих процессов;

- предупреждение дефектов продукции на основе учета условий работы, своевременное улавливание изменений в ходе ее выполнения;

- определение причин возникновения отклонений, их возможных последствий, способов предупреждения и устранения, а также проведение соответствующих регулировочных мероприятий.

Перечисленные цели самоконтроля можно рассматривать и как его структурные звенья, хотя они и не охватывают всех действий учащегося по его реализации [19, с. 26].

Психолог В.В.Чебышева выделяет следующие структурные звенья

самоконтроля:

- уяснение учащимися цели деятельности и первоначальное ознакомление

С конечным результатом и способами его получения, с которыми они будут сравнивать применяемые ими приемы работы и полученный результат;

- сличение хода работы и достигнутого результата с образцами;

- оценка состояния выполняемой работы, установление и анализ допущенных ошибок и выявление их причин (констатация состояния);

- коррекция работы на основе данных самооценки и уточнение плана ее выполнения, внесение усовершенствований [44, с. 126].

Центральными звеньями в структуре самоконтроля являются сличение текущего состояния выполняемой работы с заданным (образцом), его оценка, обнаружение и анализ допущенных ошибок и их причин. Здесь имеет место констатация состояния, поэтому многие авторы, и в частности В.В.Чебышева называют эти звенья констатирующим самоконтролем.

Сличение - начальная ступень самоконтроля.

Реализуется оно (как и все остальные звенья самоконтроля, включая коррекцию) по принципу следящих систем.

Рассматривая механизм сличения, психологи отмечают, что следящая система в мышлении представляет собой модель программы, в которой различная информация о ее выполнении отражается и сравнивается с заданной, как бы следит за ней. В результате сравнения действительного и должного следящие системы сигнализируют о совпадении их или выраженном количественно рассогласовании. Полученный результат вызывает у учащегося определенные эмоции, желания, влияющие на выбор программы усиления действия, его регулирования или прекращения (если рассогласование велико и исправить его невозможно).

Сличение сопровождается самооценкой результатов работы.

Основным ее содержанием является мыслительная деятельность по установлению и анализу допущенных ошибок и их причин.

Выбор методов самооценки зависит от характера и содержания выполняемой работы, особенностей образца и способов его усвоения, уровня знаний и умений учащихся по данному материалу или виду работы и других факторов. Сбор информации они ведут непосредственно, при помощи органов чувств, или опосредованно, с помощью контрольно-измерительных приборов, шаблонов и т.д.

Таким образом, самооценка складывается как итоговая величина. Ее критерии формируются под влиянием различных факторов, одним из основных которых является оценка педагога.

Также для формирования самооценки большое значение имеют упражнения учащихся но проверке работ товарищей и анализу собственной работы.

Страницы: 1 2 3 4

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru