Виды самоконтроля и их классификация

Страница 2

К индивидуальному относятся все виды самоконтроля, проводимого по этапам выполняемой деятельности. Это основная и самая сложная форма самоконтроля. Каждый, работник выполняет все его элементы самостоятельно, такая проверка является обязательным элементом самостоятельной работы, условием качественного ее выполнения [18, с. 67].

Учащихся необходимо систематически обучать разнообразным способам проверки как своих действий, так и результатов работы.

Самоконтроль включает проверку и оценку собственных действий и их результатов. В него входит также контроль за состоянием используемых механизмов. В процессе самоконтроля происходит сопоставление совершаемых действий, способов их выполнения и результатов с намеченной целью и планом деятельности, с представляемыми правильными способами их выполнения и результатами и затем на основании такого сопоставления оценка этих действий и результатов. Целесообразная регуляция деятельности была бы неосуществимой без самоконтроля. Поэтому он входит неотъемлемой частью во все виды деятельности [44, с. 153].

По мнению В.В. Чебышевой значение самоконтроля возрастает при овладении новыми видами деятельности. Овладение новыми умениями и навыками без активного самоконтроля невозможно. Формирование новых действий и их уточнение в процессе упражнений совершается на основе сопоставления совершаемых действий с правилами и требованиями к их выполнению. Такое сопоставление дает возможность оценивать степень правильности этих действий и их результата и на этой основе добиваться их постепенного уточнения. Сами по себе повторные упражнения не обеспечивают формирования навыков, если эти упражнения не сопровождаются оценками и самооценками. Поэтому основным психологическим содержанием процесса упражнения можно считать постепенное уточнение совершаемых действий на основе активного самоконтроля. Будучи необходимым условием формирования умений и навыков всех видов, самоконтроль одновременно является и одной из важных задач обучения. Овладение самоконтролем включает целую систему знаний, умений и навыков, требуя поэтому специального внимания при обучении [44, с.155].

В содержание самоконтроля включается не только оценка, регулирование и усовершенствование человеком своей деятельности, но и планирование ее, обдумывание предстоящей работы для предупреждения возможных ошибок. Однако планирование является подготовительным этапом к предстоящей работе и представляет собой самостоятельный вид деятельности учащихся, при выполнении которых должен проводиться самоконтроль. Контролируется также и ход выполнения плана с внесением в него уточнений и усовершенствований. Самоконтроль следует рассматривать как составную часть, необходимое условие процесса планирования, а не наоборот. Вместе с тем планирование работы является одним из средств создания ориентировочной основы для обеспечения самоконтроля за ее выполнением [18, 27].

В общей форме планирование включает в себя:

- анализ поставленной производственной задачи;

- выбор наилучших средств и способов ее осуществления;

- определение сочетания и последовательности трудовых действий, необходимых для достижения намеченной цели в данной ситуации при помощи избранных средств и способов [11, c. 140].

Конкретное содержание и особенности общего планирования различны для разных профессий.

В педагогической литературе пока еще не сложилось четкого мнения относительно структуры и содержания планирования. На наш взгляд, наиболее полно и правильно она излагается в исследованиях А.Л. Шеховцева.

Он считает, что обучение планированию должно осуществляться системно, в тесной взаимосвязи всех его компонентов. Учащихся надо тщательно знакомить со способами уяснения целей и условий любого задания. Планирование необходимо начинать с ознакомления с заданием, анализа требования к продуктам труда, анализа исходных данных, оценки условий задания, после чего следует принятие решения.

При планировании выполнения учебного задания определяются последовательность его выполнения, необходимые средства труда и средства контроля, а также рабочее место.

При обучении организации труда следует сформировать знания:

- об организации рабочего места;

- о нормальном протекании технологического процесса;

- о поддержании средств труда в рабочем состоянии [44, c.134].

Планирование предстоящей деятельности проводится в три этапа.

Первый этап — ориентировочное планирование. На этом этапе происходит осознание, взвешивание и оценка возможности и посильности достижения поставленной цели. В это время идет борьба мотивов, обдумывание и сопоставление соображений за и против достижения поставленной цели. И только после того как положительные мотивы берут верх, начинается ориентировочное планирование, при котором оцениваются возможности определенного вида деятельности для достижения поставленной цели. Ориентировочное планирование возникает всегда при столкновении с новой задачей и в общем виде обдумывается возможность ее решения.

Страницы: 1 2 3 4

Идея диалогического подхода
Практическая реализация рефлексивного подхода ставит проблему характера взаимодействия участников образовательного процесса и, в частности, актуализирует вопрос о типе воздействий в условиях рефлексивного управления. В психологии понятие "воздействие" связывают с изменением индивидуальног ...

Профессионально–педагогическая направленность обучения студентов
Курсы педагогического института по высшей математике должны: 1) в первую очередь освещать на современном научном уровне те вопросы, которые учитель излагает в школе; 2) обеспечивать широкий кругозор студентов в математике, знакомство по мере возможности с современной математикой и её задачами. Поэт ...

Особенности лексической стороны речи
Серьезные недостатки наблюдаются у умственно отсталых школьников в лексике. В специальной литературе достаточно подробно освещена такая особенность речи учащихся вспомогательной школы, как ограниченность, бедность словарного запаса. Их речь лишена слов различных грамматических категорий, обозначающ ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru