На отбор методов обучения учащихся самоконтролю существенное влияние оказывают характер и содержание самостоятельной работы, степень овладения приемами ее выполнения и уровень развития их самосознания.
Ответственным моментом в обучении учащихся самоконтролю является уяснение цели деятельности и ознакомление с образцами, по которым они будут сравнивать применяемые способы выполнения работы и полученные результаты [л, с. 30].
Для более успешного управления процессами производственного обучения, по мнению Г.И. Ажикина целесообразно использовать письменные инструкции. На формирование самоконтроля благоприятно влияет использование инструкционных и технологических карт с указанием на самоконтроль. Ориентируясь на указанные в карте требования и признаки, учащиеся могут следить за своими действиями и приемами, порядком и правильностью выполнения операции [1, с.50].
Большое значение имеет самоконтроль и при выполнении самостоятельной работы на уроке, так как этапы ее проведения могут контролироваться только самим исполнителем. Любая самостоятельная работа не может быть выполнена без самоконтроля.
Учащиеся должны проводить самоконтроль на разных этапах выполнения самостоятельной работы. Одним из средств обучения этому являются указания о порядке проведения самоконтроля при выполнении задания, которые дает педагог в процессе инструктирования учащихся. В этих указаниях должны содержаться разъяснения о том, когда и какими способами учащемуся следует контролировать свои действия и их результат. Эти разъяснения включаются также в письменные инструкции, если они даются учащимся перед выполнением задания. Указания по самоконтролю должны проводиться систематически на всех уроках производственного обучения [18, c.54]. Поэтому еще одним условием успешного формирования самоконтроля является систематические указания мастера по самоконтролю и проведение самоконтроля на всех этапах самостоятельной работы.
На успешное формирование у учащихся самоконтроля оказывает влияние требовательность преподавателя (мастера) и его установка на необходимость систематического проведения самоконтроля. Для этого педагог регулярно дает учащимся специальные задания, создает на уроке соответствующие ситуации, требующие от них проведения контрольных действий. Стимулом к овладению самоконтролем является систематическая проверка действий учащихся со стороны мастера и его оценка [18, c. 44].
Чтобы обеспечить высокое качество самоконтроля, необходимо организовать подготовку учащихся к его осуществлению. Эта подготовка включает в себя усвоение теоретического и практического материала, относящегося к предстоящей работе; анализ этой работы с целью выявления сенсорных признаков, служащих сигналами для самоконтроля; овладение приемами непосредственного и опосредованного самоконтроля и навыками работы с контрольно-измерительными инструментами и устройствами; овладение способами решения интеллектуальных задач (диагностических, прогностических, по распознаванию зрительных, слуховых и других признаков, необходимых для самоконтроля, и пониманию их значения, по вынесению суждения о протекании работы, наличии отклонений, ошибок на основе анализа этих признаков); организация упражнений с учащимися по овладению указанными признаками и приемами (сочетание двигательных упражнений с активизацией самоконтроля, обучение самостоятельным наблюдениям, активному поиску, другим способам побуждения к активной деятельности и т. д.).
На качество обучения и формирование у учащихся самоконтроля влияют условия труда, режим труда и отдыха. Начальный период обучения особенно напряженный для учащихся из-за низкого уровня тренированности их организма. В начальный период обучения для учащихся характерна низкая и нервная работоспособность. Поэтому в первый период обучения для учащихся необходим специальный режим труда и отдыха, в который впоследствии нужно будет вносить необходимые изменения [1, c.39].
На успешное формирование самоконтроля большое влияние оказывает выбор и сочетание методов обучения.
Принципы построения опытно-экспериментальной работы по развитию воображения
младших школьников
«Ребенок субъект творчества, маленький художник. Никто, кроме него, не знает верного решения стоящей перед ним творческой задачи. И первое дело учителя постараться, чтобы перед ребенком всегда стояла именно творческая задача …» (А.А. Мелик-Пашаев). Система развивающего обучения (РО), которая в пост ...
Развитие трудовой деятельности в дошкольном
возрасте
К общественной мотивации, несомненно, нужно отнести трудовую мотивацию. Трудовая деятельность человека направлена на изменение, преобразование окружающего мира, на создание общественно полезного продукта. Цель труда заключается не в нем самом, а в его продукте. Мотивы труда имеют общественный харак ...
Роль неправительственных организаций, в жизни детей- инвалидов и их
родителей
В книге Розмари Ф.Дибвод "Перспективы родительского движения: Вызов родителей, имеющих детей с ограниченными умственными возможностями" я прочитала рассказ о родителях, у которых ребенок имеет синдром Дауна. "Мой муж,- рассказывает Розмари,- был приглашен на обед к Президенту родител ...