Особенности восприятия формы детьми 5 года жизни

Страница 1

Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер Э.Г. Пилюгина [7] подчёркивали, что с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Согласно А.Г. Маклакову: "восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств" [14, 200].

В свою очередь А.В. Белошистая даёт определение формы, указывая, что: "форма – свойство геометрической фигуры, связанное с протяжённостью и со свойством "быть в определённых отношениях в пространстве"; так, отрезок имеет характеристику "длина" (выражаемую численно), но, расположенный на плоскости определённым образом, даёт качественно новую форму – фигуру. Причем фигура обладает теми же свойствами, что и образующие её (ограничивающие) отрезки, а также новыми свойствами, порождёнными этим новым качеством, например площадью или периметром, также имеющими численные выражения. В свою очередь определённые фигуры, расположенные в пространстве определённым образом, порождают новые формы – тела, которые обладают как всеми прежними свойствами, так и новым – объёмом, также имеющим численное выражение" [6, 41].

Н.Ф. Астаськова, А.И. Булычёва, О.М. Дьяченко [21], Н.В. Котова [22] указывают на то, что форма, так же как и величина, является важным свойством окружающих предметов. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.

Знакомство детей с геометрическими фигурами по Н.В. Котовой [22] следует рассматривать в двух направлениях: сенсорное восприятие форм геометрических фигур и развитие элементарных математических представлений, элементарного геометрического мышления. Направления эти различны. Ознакомление с геометрическими фигурами в плане сенсорной культуры отличается от их изучения при формировании начальных математических представлений. Однако без чувственного восприятия формы невозможен переход к ее логическому осознанию.

Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы дети определяли форму наряду с прочими признаками, но и умели, абстрагируясь, узнавать, видеть ее и в других предметах.

Л.А. Венгер и А.В. Запорожец [19] отмечали, что восприятие формы неоднозначно: наиболее простым случаем является восприятие формы плоскостного предмета, но таких предметов мы почти не встречаем в окружающей действительности.

В восприятии объёмной фигуры могут выступать разные задачи: восприятие объёмной формы предмета в сопоставлении с объёмной же формой-эталоном и восприятие объёмной формы в сопоставлении с плоскостным эталоном. Во втором случае правильное восприятие предполагает вычленение контура воспринимаемого предмета, то есть его графической (плоскостной) формы.

А.В. Запорожец [19] рассматривал способы восприятия детьми дошкольного возраста различных форм.

Восприятие простой нерасчленённой формы.

В этом случае объектом восприятия служат предметы, форма которых совпадает с геометрической формой-эталоном, или же предметы, состоящие из таких форм (например, шар и неваляшка, пирамида из шаров). Здесь восприятие ограничивается установлением отношения "одинаковое – разное". Однако отношения устанавливаются не между двумя случайными предметами по случайному признаку, а между воспринимаемым объектом и эталоном по заданному признаку.

Восприятие формы, не вполне совпадающей с геометрической.

Этот этап характеризуется усложнением способов обследования и усложнением сопоставления. "Одинаковое – разное" заменяется здесь другим: "похоже, но разное". Перед ребёнком встаёт задача не только определить сходство формы воспринимаемого предмета с геометрической формой-эталоном, но и понять, в чём состоит отличие реального предмета от эталона. Только точное определение того, чем отличается данная форма от эталона, с которым она сравнивается, позволит воспринять форму предмета такой, как она есть, не приводя к упрощению, геометризации восприятия.

Правильное сопоставление формы реального предмета с формой эталона невозможно без восприятия других пространственных свойств предмета – величины, пространственного расположения или соотношения частей (например, чтобы отличить форму яблока от шара, мы указываем на то, что у него наверху ямка, а свекла, в отличие от шара, имеет внизу хвостик и т.д.).

Страницы: 1 2 3

Анализ проблемы в современной литературе
Перестройка методической работы в дошкольном учреждении неизбежно ставит перед необходимостью дать правильные ответы на вопросы, чему учат педагогов, какой информацией, какими знаниями, умениями, навыками и в каком объеме должен овладеть педагог – практик сегодня для повышения своего профессиональн ...

Познавательная активность
Одной из актуальных задач педагогики является активизация познавательной деятельности обучающихся. Под этим подразумевается целенаправленная деятельность учителя по стимулированию у обучающихся учебной активности. Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность – зал ...

Основные направления работы над предложением на уроках развития речи в школе для слабослышащих
Усвоение лексики и овладение выражением смысловых отношений протекают в процессе развития связной речи, прежде всего в составе предложений различных функциональных типов и конструкций. Что касается первой характеристики, то имеются в виду различия предложений по цели (функции) высказывания: побудит ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru