Особенности восприятия формы детьми 5 года жизни

Страница 1

Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер Э.Г. Пилюгина [7] подчёркивали, что с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Согласно А.Г. Маклакову: "восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств" [14, 200].

В свою очередь А.В. Белошистая даёт определение формы, указывая, что: "форма – свойство геометрической фигуры, связанное с протяжённостью и со свойством "быть в определённых отношениях в пространстве"; так, отрезок имеет характеристику "длина" (выражаемую численно), но, расположенный на плоскости определённым образом, даёт качественно новую форму – фигуру. Причем фигура обладает теми же свойствами, что и образующие её (ограничивающие) отрезки, а также новыми свойствами, порождёнными этим новым качеством, например площадью или периметром, также имеющими численные выражения. В свою очередь определённые фигуры, расположенные в пространстве определённым образом, порождают новые формы – тела, которые обладают как всеми прежними свойствами, так и новым – объёмом, также имеющим численное выражение" [6, 41].

Н.Ф. Астаськова, А.И. Булычёва, О.М. Дьяченко [21], Н.В. Котова [22] указывают на то, что форма, так же как и величина, является важным свойством окружающих предметов. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.

Знакомство детей с геометрическими фигурами по Н.В. Котовой [22] следует рассматривать в двух направлениях: сенсорное восприятие форм геометрических фигур и развитие элементарных математических представлений, элементарного геометрического мышления. Направления эти различны. Ознакомление с геометрическими фигурами в плане сенсорной культуры отличается от их изучения при формировании начальных математических представлений. Однако без чувственного восприятия формы невозможен переход к ее логическому осознанию.

Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы дети определяли форму наряду с прочими признаками, но и умели, абстрагируясь, узнавать, видеть ее и в других предметах.

Л.А. Венгер и А.В. Запорожец [19] отмечали, что восприятие формы неоднозначно: наиболее простым случаем является восприятие формы плоскостного предмета, но таких предметов мы почти не встречаем в окружающей действительности.

В восприятии объёмной фигуры могут выступать разные задачи: восприятие объёмной формы предмета в сопоставлении с объёмной же формой-эталоном и восприятие объёмной формы в сопоставлении с плоскостным эталоном. Во втором случае правильное восприятие предполагает вычленение контура воспринимаемого предмета, то есть его графической (плоскостной) формы.

А.В. Запорожец [19] рассматривал способы восприятия детьми дошкольного возраста различных форм.

Восприятие простой нерасчленённой формы.

В этом случае объектом восприятия служат предметы, форма которых совпадает с геометрической формой-эталоном, или же предметы, состоящие из таких форм (например, шар и неваляшка, пирамида из шаров). Здесь восприятие ограничивается установлением отношения "одинаковое – разное". Однако отношения устанавливаются не между двумя случайными предметами по случайному признаку, а между воспринимаемым объектом и эталоном по заданному признаку.

Восприятие формы, не вполне совпадающей с геометрической.

Этот этап характеризуется усложнением способов обследования и усложнением сопоставления. "Одинаковое – разное" заменяется здесь другим: "похоже, но разное". Перед ребёнком встаёт задача не только определить сходство формы воспринимаемого предмета с геометрической формой-эталоном, но и понять, в чём состоит отличие реального предмета от эталона. Только точное определение того, чем отличается данная форма от эталона, с которым она сравнивается, позволит воспринять форму предмета такой, как она есть, не приводя к упрощению, геометризации восприятия.

Правильное сопоставление формы реального предмета с формой эталона невозможно без восприятия других пространственных свойств предмета – величины, пространственного расположения или соотношения частей (например, чтобы отличить форму яблока от шара, мы указываем на то, что у него наверху ямка, а свекла, в отличие от шара, имеет внизу хвостик и т.д.).

Страницы: 1 2 3

Цели и задачи элективных курсов
Новым вариантом образовательного стандарта для общеобразовательной школы не предусмотрено обязательное изучение образовательной области «Технология» на старшей ступени. Иными словами, на базовом уровне для этой образовательной области стандарт не разрабатывается. Действительно, трудно представить с ...

Виды самоконтроля и их классификация
В психолого-педагогической литературе классификация самоконтроля проводится на основе разных признаков. По способам получения информации о протекании выполняемой операции все виды самоконтроля можно разделить на две группы: осуществляемые непосредственно при помощи органов чувств или непосредственн ...

Метод проектов в преподавании информатики
В данном параграфе будут раскрыты такие понятия как проект, метод проектов, проектирование, рассмотрены основные требования к использованию метода проектов, основные этапы выполнения проекта, система оценивания проектов. Будет рассмотрена проектную деятельность на уроках информатики на примере созд ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru