Особенности восприятия формы детьми 5 года жизни

Страница 2

Выделение в предмете главных деталей.

Выделение в предмете главных деталей не просто дополнительная задача, возникающая при обследовании предмета. Это новый подход к восприятию всего предмета.

Вначале дети рассматривают предмет как единое целое. Они воспринимают общую форму предмета. Теперь этого уже недостаточно. Ребёнок должен выделить в предмете основные детали, научиться соотносить их с целым.

Выделение существенных и характерных признаков предмета.

Прежде всего, оговорим то, что мы будем понимать под существенными, а что под характерными признаками предмета.

Существенными признаками мы будим называть те, которые определяют отнесение предмета к той или иной группе. Так, если мы видим прямоугольную доску с ножками, мы знаем, что это стол. Если же мы видим прямоугольную доску, расчерченную на чёрно-белые клетки, мы узнаём в ней шахматную доску. Следовательно, существенными признаками стола будут доска и ножки, существенным признаком шахматной доски – клетки.

С другой стороны, каждый предмет имеет свои характерные признаки, по которым его можно отличить от других предметов того же назначения. Например, существенным признаком всяких часов будут стрелки и цифры. Но одни часы круглые, маленькие, ручные, другие – квадратные, третьи снова круглые, но большие, настольные и имеют подставку (по форме, величине, цвету).

Задача заключается в том, чтобы, не разбивая целостного восприятия предмета, его формы, величины, определяющего цвета, научить детей видеть в каждом предмете, с одной стороны, его существенные признаки, без которых он теряет свою предметную отнесённость, а с другой – выявлять конкретные черты, характерные признаки, позволяющие воспринять именно этот предмет со всеми его индивидуальными отличиями.

Расчленение сложной формы.

Выделение существенных признаков и характерных деталей – один путь движения от глобального, нерасчлененного восприятия к конкретизированному. Другой путь – путь расчленения сложной формы и сравнения отдельных частей с известными детям геометрическими формами. Здесь могут быть два разных случая. Первый – когда предмет имеет общие очертания, которые целиком можно сравнить с геометрической формой. Таким предметом является, например, игрушечная рыбка. В целом она похожа на овал. Но этот овал можно как бы разложить на части – расчленить, и каждая из этих частей, в свою очередь, будет походить на какую-либо геометрическую форму (голова – на полукруг, хвост и плавники – на треугольники). После этого восприятие станет более детальным, полнее отразит воспринимаемый предмет.

Второй случай – предмет в целом не имеет ярко выраженной геометрической формы. Он состоит из нескольких хорошо отчленённых друг от друга частей, каждая из которых может быть сравнена с каким-либо графическим образом. Таким предметом является, например, игрушечный мишка (голова круглая, тело похоже на овал, лапы – на прямоугольники, уши – на треугольники).

Особенно большое значение приобретает при таком расчленении и сравнении то, что дети должны определять, чем предмет или части предмета отличаются от геометрических форм, на которые они похожи.

Обобщённое восприятие формы.

Эта задача относится уже не только к сфере сенсорного, но и к сфере интеллектуального развития. Она требует выделения в качестве общего признака формы большинства предметов, сделанных руками человека, их прямолинейности, угловатости (дом, кубики, флаг, поезд, грузовик, аквариум, книжки, шкаф и т.д.), а в качестве общего признака большинства растений и животных и имитирующих их игрушек – округлости (яйцо, яблоко, овощи, цветок, рыбка, птичка, ягоды, зайка, мишка, кошка, черепаха и т.д.) геометрический педагогический дошкольник фигура

Включение интеллектуального действия – обобщения – в восприятие позволяет создать как бы обобщённый эталон, дающий необходимую коррекцию при сопоставлении форм реальных предметов с геометрическими. Так, например, утка живая, – значит, формы у неё округлые. И хотя хвост у утки похож на треугольник, но отличается именно плавностью, округлостью.

М.М. Безруких [5], В.С. Мухина [17] отмечают, что восприятие ребёнка на протяжении дошкольного возраста претерпевает существенные изменения. Таким образом, В.С. Мухина указывает на то, что: "об изменении действий восприятия на протяжении дошкольного возраста можно судить, наблюдая за тем, как дети разных возрастных групп знакомятся с новыми для них предметами. Трехлетние дошкольники, когда им дают новый предмет и просят рассказать, какой он, определить, для чего он может служить, сразу же начинают действовать с предметом, манипулировать им. Попыток рассмотреть или ощупать предмет у них не наблюдается; на вопросы о том, каков предмет, дети не отвечают. Дети четырех лет уже начинают рассматривать предмет, но делают это непоследовательно, несистематически, часто переходя к манипулированию. При словесном описании они называют только отельные части и признаки, не связывая их между собой.

Страницы: 1 2 3

Специфика формирования культуры поведения у старших дошкольников
Работа по моральному воспитанию дошкольников должна носить системный характер. Процесс воспитания культуры поведения для педагога должен стать системой целенаправленного решения конкретных педагогических задач, а для ребенка – возникающей по ходу жизни естественной ситуацией деятельности и общения. ...

Коррекционная направленность нетрадиционных техник изображения
В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с ЗПР важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе рисованию. К сожалению, на занятиях нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их высокая коррекционная значимость. Между тем приме ...

Возрастные особенности старшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте выделяется 2 формы внеситуативного общения – познавательная и личностная. [41 с-10] В первой половине дошкольного возраста (3–5 лет) появляется познавательная форма внеситуативного общения ребенка со взрослым. Он начинает задавать взрослому многочисленные вопросы. Поэтому дете ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru