Особенности восприятия формы детьми 5 года жизни

Страница 2

Выделение в предмете главных деталей.

Выделение в предмете главных деталей не просто дополнительная задача, возникающая при обследовании предмета. Это новый подход к восприятию всего предмета.

Вначале дети рассматривают предмет как единое целое. Они воспринимают общую форму предмета. Теперь этого уже недостаточно. Ребёнок должен выделить в предмете основные детали, научиться соотносить их с целым.

Выделение существенных и характерных признаков предмета.

Прежде всего, оговорим то, что мы будем понимать под существенными, а что под характерными признаками предмета.

Существенными признаками мы будим называть те, которые определяют отнесение предмета к той или иной группе. Так, если мы видим прямоугольную доску с ножками, мы знаем, что это стол. Если же мы видим прямоугольную доску, расчерченную на чёрно-белые клетки, мы узнаём в ней шахматную доску. Следовательно, существенными признаками стола будут доска и ножки, существенным признаком шахматной доски – клетки.

С другой стороны, каждый предмет имеет свои характерные признаки, по которым его можно отличить от других предметов того же назначения. Например, существенным признаком всяких часов будут стрелки и цифры. Но одни часы круглые, маленькие, ручные, другие – квадратные, третьи снова круглые, но большие, настольные и имеют подставку (по форме, величине, цвету).

Задача заключается в том, чтобы, не разбивая целостного восприятия предмета, его формы, величины, определяющего цвета, научить детей видеть в каждом предмете, с одной стороны, его существенные признаки, без которых он теряет свою предметную отнесённость, а с другой – выявлять конкретные черты, характерные признаки, позволяющие воспринять именно этот предмет со всеми его индивидуальными отличиями.

Расчленение сложной формы.

Выделение существенных признаков и характерных деталей – один путь движения от глобального, нерасчлененного восприятия к конкретизированному. Другой путь – путь расчленения сложной формы и сравнения отдельных частей с известными детям геометрическими формами. Здесь могут быть два разных случая. Первый – когда предмет имеет общие очертания, которые целиком можно сравнить с геометрической формой. Таким предметом является, например, игрушечная рыбка. В целом она похожа на овал. Но этот овал можно как бы разложить на части – расчленить, и каждая из этих частей, в свою очередь, будет походить на какую-либо геометрическую форму (голова – на полукруг, хвост и плавники – на треугольники). После этого восприятие станет более детальным, полнее отразит воспринимаемый предмет.

Второй случай – предмет в целом не имеет ярко выраженной геометрической формы. Он состоит из нескольких хорошо отчленённых друг от друга частей, каждая из которых может быть сравнена с каким-либо графическим образом. Таким предметом является, например, игрушечный мишка (голова круглая, тело похоже на овал, лапы – на прямоугольники, уши – на треугольники).

Особенно большое значение приобретает при таком расчленении и сравнении то, что дети должны определять, чем предмет или части предмета отличаются от геометрических форм, на которые они похожи.

Обобщённое восприятие формы.

Эта задача относится уже не только к сфере сенсорного, но и к сфере интеллектуального развития. Она требует выделения в качестве общего признака формы большинства предметов, сделанных руками человека, их прямолинейности, угловатости (дом, кубики, флаг, поезд, грузовик, аквариум, книжки, шкаф и т.д.), а в качестве общего признака большинства растений и животных и имитирующих их игрушек – округлости (яйцо, яблоко, овощи, цветок, рыбка, птичка, ягоды, зайка, мишка, кошка, черепаха и т.д.) геометрический педагогический дошкольник фигура

Включение интеллектуального действия – обобщения – в восприятие позволяет создать как бы обобщённый эталон, дающий необходимую коррекцию при сопоставлении форм реальных предметов с геометрическими. Так, например, утка живая, – значит, формы у неё округлые. И хотя хвост у утки похож на треугольник, но отличается именно плавностью, округлостью.

М.М. Безруких [5], В.С. Мухина [17] отмечают, что восприятие ребёнка на протяжении дошкольного возраста претерпевает существенные изменения. Таким образом, В.С. Мухина указывает на то, что: "об изменении действий восприятия на протяжении дошкольного возраста можно судить, наблюдая за тем, как дети разных возрастных групп знакомятся с новыми для них предметами. Трехлетние дошкольники, когда им дают новый предмет и просят рассказать, какой он, определить, для чего он может служить, сразу же начинают действовать с предметом, манипулировать им. Попыток рассмотреть или ощупать предмет у них не наблюдается; на вопросы о том, каков предмет, дети не отвечают. Дети четырех лет уже начинают рассматривать предмет, но делают это непоследовательно, несистематически, часто переходя к манипулированию. При словесном описании они называют только отельные части и признаки, не связывая их между собой.

Страницы: 1 2 3

Особенности военно-патриотического воспитания с использованием средств физической культуры
Патриотизм - это сплав чувства любви к Родине. Эти особенности советского патриотизма налагают свой отпечаток на весь процесс патриотического воспитания детей. Формирование гражданина, патриота своей Родины начинается в детском возрасте с чувства любви к родным людям, родному краю, природе, традици ...

Характеристика пространственного мышления как психологического контента
Одной из разновидностей образного мышления является пространственное мышление, которое, обладая всеми характерными особенностями образного мышления, имеет свои специфические черты[12]. Пространственное мышление в своих наиболее развитых формах формируется на графической основе, поэтому ведущими обр ...

Понятие мышления
Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности. Мышление опирается на данные чувственного познания, но выходит за его пределы, проникая в суть явлений, постигая те свойства ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru