Ознакомление детей среднего возраста с геометрическими фигурами как психолого-педагогическая проблема

Развитие образования » Ознакомление детей среднего возраста с геометрическими фигурами как психолого-педагогическая проблема

Ознакомление детей с формой входит в сферу сенсорного и умственного воспитания. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Проблема ознакомления детей с геометрическими фигурами является достаточно разработанной.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, она занимала важное место.

Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, и др.[10]) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Систему сенсорного воспитания разрабатывали такие ученые, как: А.В. Запорожец [19], А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Л.А. Венгер [20], Н.Н. Поддъяков и др. Проблемами восприятия формы дошкольников занимались такие известные деятели как, Л.А. Венгер [7; 20], О.М. Дьяченко [21], А.Г. Маклаков [14] и др. В практике работы дошкольного учебного учреждения ознакомление детей с геометрическими фигурами наиболее полно осуществляется в процессе формирования начальных математических представлений.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта, играет геометрия В ней заложены огромные возможности для развития мышления детей. Поэтому обучению дошкольников началам геометрии должно отводиться важное место. Изучение этой науки является важным для формирования у детей сенсорных эталонов, умения ориентироваться в форме окружающих предметов, развития навыков конструирования. Геометрия является первичным видом интеллектуальной деятельности, как для всего человечества, так и для отдельного человека.

Ознакомлению дошкольников с геометрическими фигурами уделяли большое внимание Г.М. Лямина [15] и Л.С. Метлина [16] в рамках методического пособия по формированию навыков начальных математических представлений. На современном этапе данной проблемы посвящены работы: Д. Альтхауза [4], А.В. Белошистой [6], М.А. Габовой [9], Е.В. Кербс [12], Н.В. Котовой [22] и др.

В 2009 году была издана Базовая программа развития ребёнка дошкольного возраста "Я у Світі". Однако в ней в периоде дошкольного детства выделены только два этапа – младший дошкольный возраст и старший дошкольный возраст. Задачи ознакомления детей 4-5 лет представлены в двух частях программы: для младшего и старшего дошкольного возраста. Таким образом педагог самостоятельно определяет уровень сложности задач для конкретной группы. Кроме того, задачи ознакомления детей с геометрическими фигурами представлены в трёх сферах жизнедеятельности "Природа", "Культура", "Я Сам". Таким образом проблема ознакомления с геометрическими фигурами носит интегрирующий характер.

Следовательно, тема нашей работы является актуальной.

Объект исследования – процесс ознакомления детей пятого года жизни с геометрическими фигурами.

Предмет исследования – методы ознакомления детей пятого года жизни с геометрическими фигурами.

Цель исследования: выявить методы ознакомления детей пятого года жизни с геометрическими фигурами.

Гипотеза: процесс ознакомления детей пятого года жизни с геометрическими фигурами будет продуктивным при использовании эффективных методов.

На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы определяем задачи исследования:

выделить особенности восприятия формы детьми пятого года жизни;

проанализировать задачи и содержание по ознакомлению детей пятого года жизни с геометрическими фигурами.

выявить методы ознакомления детей пятого года жизни с геометрическими фигурами.

Методы исследования: в работе использовался метод анализа психолого-педагогической и методической литературы.

Внеклассная работа. Из опыта работы в лагере «Эврика»
Последние шесть лет в нашей школе организуется лагерь для одаренных детей «Эврика». В первый год своего создания это была школьная организация, а начиная с 2003 года – это профильный районный лагерь. Основной состав ребят – это учащиеся 9–10 склонные к обучению физики и математике, химии и биологии ...

Технические средства обучения
Технические средства обучения (ТСО) - носители учебной информации, для проявления которой требуются специальные технические устройства. Основные виды технических средств обучения: материалы и устройства для программированного обучения звуковые пособия: магнитофонные записи, грамзаписи, радио учебно ...

Методические рекомендации по выполнению изделий в технике “Оригами”
Условные обозначения и выполняемые операции В международной литературе по оригами давно сложился определенный набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Условные знаки играют роль своеобразных "нот", следуя которым можно в ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru