Ценность познания окружающей действительности люди осознали еще в глубокой древности. Например, у египтян и шумеров особо чтили тех, кто умел писать и читать. Эти люди всегда занимали важные посты в государстве и считались носителями мудрости. Первыми учителями в общепринятом понимании этого слова и стали писцы, статус которых окружался божественным ореолом. Носителей многочисленных знаний об окружающей действительности, пытавшихся передать их другим людям, нередко обожествляли. Общеизвестен факт о том, как мореплаватель Кадм, привезший в Грецию письменность, был официально возведен в ранг полубога. Знаменитые мыслители прошлого: Сократ, Платон и другие — создали свои школы последователей, оставшись в памяти потомков спустя многие столетия. На вопрос о том, какая разница между образованными и необразованными людьми, известный философ Аристип мудро заметил: «Такая же, как между лошадьми объезженными и необъезженными». В те давние времена люди увидели некую зависимость между уровнем обученности и своим социальным статусом, находя прямое подтверждение во многих случаях тому, как образованный и грамотный человек оказывался более удачливым в жизни. В эпоху античности образование расширяет горизонты, вовлекая в свою орбиту все большее количество людей. С течением времени стали вырабатываться своеобразные законы образования и воспитания. Например, в школе эллинов учителя пользовались немалой свободой, имея право наполнять программы обучения по собственному усмотрению. Педагогика заботилась о развитии нравственных начал, которые, как известно, определенным образом согласуются с правом.
Древние люди обнаружили некоторые закономерности развития общественных отношений, обосновав возможность достижения калокагатии — так называли совершенную и идеальную жизнь. При этом большие надежды возлагали именно на образование. Программа обучения уравнивала в правах интеллектуальное, музыкальное и физическое воспитание. В трудах древних философов и педагогов «учебные программы» были пронизаны идеями о долге, нравственности, обязанностях человека и гражданина, необходимости соблюдать общепринятые правила человеческого общежития. Автор известных трагедий Еврипид подчеркивал, что «правильному образу жизни нужно учить».
Зарождение правовых норм, ставших общеобязательными правилами поведения людей, способствовало выделению из общества тех, кто мог бы разобраться в тонких нюансах вырабатываемых человечеством правил. Первыми юристами были жрецы (понтифы), деятельность которых была освещена ореолом таинств и загадок. Не каждый мог постичь глубину их познаний, а потому юридическая профессия изначально формировалась как кастовая, «пропуская» в свои ряды лишь особо достойных людей. Тем не менее уже первые знатоки права пытались передать комплекс своих знаний ученикам и последователям. Нельзя утверждать, что право стало учебной дисциплиной в современном понимании этого слова в те далекие времена, но именно тогда, в эпоху расцвета Юриспруденции (II—III в. н. э.), появляется некая система передачи правовой информации и практических навыков обучаемым. Бок о бок со знаменитыми юристами Рима (Папинианом, Ульпианом, Модестином и др.) практиковались стажеры, перенимая опыт своих учителей. В произведениях Марка Тулия Цицерона (106 г. до н. э. — 43 г. до н. э.) описываются формы деятельности римских юристов. К ним относились: консультирование граждан по определенным жизненным вопросам, помощь в составлении различных деловых документов, юридических договоров между лицами, участие в судебных разбирательствах. Однако о том, как именно должно выстраиваться правовое обучение, спорили представители различных школ, создавшие своеобразные концепции такой образовательной деятельности.
Право какучебная дисциплина базируется на содержательном комплексе существующих в науке понятий о правовой действительности и представляет собой комплекс отобранной правовой информации, которая с помощью адекватных возрасту и иным особенностям обучаемых методов передается в процессе обучения. Изначально она была синтезирована и представляла собой сведения о различных юридических нормах и механизме их применения в реальной жизни. Попытки отделить юридическую теорию от практики появились очень давно, особенность усилившись в первом веке нашей эры. Однако сделать это сразу не удавалось.
|
Методы ознакомления детей пятого года жизни с геометрическими фигурами
Г.М. Лямина [15], Л.С. Метлина [16] подчёркивают, что работа по развитию представлений о форме осуществляется параллельно и органически увязывается с обучением счету, с упражнениями в сравнении размеров предметов. Большое значение имеет установление связи этой работы с обучением разным видам изобра ...
Методические особенности использования компьютера на уроках математики
а) Методы использования мультимедийных презентаций Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит перед собой учитель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наибол ...
Игры в обучении праву
Со времен античности игре придавали важное значение, включая ее в культовые праздники. Во время игр свободные граждане не работали. Игры сопровождались процессиями, спортивными, музыкальными состязаниями, сценическими представлениями. Они вызывали интерес, а посредством их процесс познания окружающ ...