Методы ознакомления детей пятого года жизни с геометрическими фигурами

Страница 1

Г.М. Лямина [15], Л.С. Метлина [16] подчёркивают, что работа по развитию представлений о форме осуществляется параллельно и органически увязывается с обучением счету, с упражнениями в сравнении размеров предметов. Большое значение имеет установление связи этой работы с обучением разным видам изобразительной деятельности, так как потребность воссоздать предмет (нарисовать, вылепить, сконструировать) вызывает необходимость четкого, расчлененного восприятия его формы.

Л.С. Метлина указывает на то, что: "важное значение в средней группе придают обучению детей способам сравнения формы предметов с геометрическими образцами. У ребенка развивают умение видеть, какой геометрической фигуре или какому их сочетанию соответствует форма того или иного предмета" [16].

Л.А. Венгер [10], Г.М. Лямина [15], Л.С. Метлина [16] отмечают, что в процессе ознакомления детей с формой существенную роль играет обучение приемам обведения контура геометрических фигур и предметов, ощупывания контура кончиками пальцев. В ряде случаев можно использовать прикладывание сравниваемых объектов друг к другу.

При обучении детей сравнению предметов по величине и отдельным измерениям величины используют прием прикладывания и постепенно переходят к зрительному сравнению. В средней группе вводится простейшая мерка в качестве промежуточного средства при сравнении величин.

Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова [23] уделяют внимание двум методам – обследованию и сравнению.

Обследование, согласно Л.А. Метиевой, Э.Я. Удаловой: "может идти по контуру (плоскостные предметы) или по объему (объемные предметы); оно зависит от деятельности, которой будет заниматься ребенок. Например, обводя предмет по контуру, мы выделяем его плоскостной образ из объема, познаем ту форму, которая становится основной в рисовании . сравнение — это своеобразный механизм обследования предмета, который помогает установлению соотношения предметов по величине, форме, пространственному положению, по некоторым другим свойствам, а в результате решает задачу усвоения общепринятой системы сенсорных эталонов" [23].

К.А. Бубнова [20] Е.В. Кербс [12], Л.С. Метлина [16] считают эффективным методы сравнения по однородным признакам, сопоставления формы предметов с геометрическими образцами. Таким образом у ребенка развивают умение видеть, какой геометрической фигуре или какому их сочетанию соответствует форма того или иного предмета.

А.Н. Давидчук, Т.И. Осокина, Л.А. Парамонова [8] при ознакомлении детей пятого года жизни с квадратом и треугольником рекомендуют провести сравнение этих фигур с кругом. Дети должны определить, чем эти фигуры отличаются друг от друга: у квадрата и треугольника есть углы, а у круга их нет.

Д. Альтхауз и Э. Дум [4] считают эффективными игры на называние формы, систематизацию. Большое внимание уделяют закреплению материала в течение дня.

М. Габова [9] уделяет большое внимание такому методу ознакомления детей дошкольного возраста с геометрическими фигурами, как упражнение. Все упражнения с геометрическим материалом автор делит на группы:

упражнения, направленные на развитие умения выделять геометрические фигуры на рисунке, чертеже, в окружающей обстановке: в этих упражнениях совершенствуется умение узнавать геометрическую фигуру, выделять её из рисунка, чертежа, абстрагируясь от других признаков, кроме формы, называть фигуру;

упражнения, направленные на развитие навыков конструирования.

упражнения на разбиение геометрических фигур на части, являющиеся также геометрическими фигурами,

упражнения на составление геометрических фигур из частей,

упражнения на преобразование фигур по заданному условию.

Упражнения этой группы направлены на развитие умений работать по образцу: анализировать образец, выделяя его составные части (то есть геометрические фигуры); синтезировать части в целостный образ, тождественный образцу;

упражнения, направленные на развитие умения выделять элементы и свойства геометрических фигур: упражнения этой группы способствуют осознанному выделению элементов фигур (сторон, вершин, углов), пониманию связей между их количеством и названием фигур, выявлению некоторых существенных свойств фигур;

Страницы: 1 2 3

Диагностика процесса развития воображения младших школьников
В ходе разработки опытно-экспериментальной работы были определены следующие критерии оценки уровня развитости представлений у младших школьников: 1. «Высокий уровень». Возникновение ярких образных представлений в процессе восприятия трех видов искусств (музыки, живописи, литературы). Т. е. когда у ...

Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями
Социальный-педагог является связующим звеном между семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, и субъектами семейной политики (органы государственного управления, трудовые коллективы, общественные, необщественные, общественно-политические, религиозные организации, профсоюзы, общественные дви ...

Условия и задачи развития продуктивного мышления в учебной деятельности
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе наблюдения за деятельностью учащихся седьмых классов средней школы нами было проведено исследование. Работа велась с октября 1995 по март 1996 гг. и предусматривала несколько этапов. На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru