Методы ознакомления детей пятого года жизни с геометрическими фигурами

Страница 2

упражнения, направленные на развитие умения выявлять особенности взаимного расположения геометрических фигур: упражнения этой группы направлены на развитие умения выявлять пространственные отношения между геометрическими фигурами на плоскости;

упражнения, направленные на развитие интеллектуальных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация) и логического мышления (поиск закономерностей, выявление ошибок):упражнения этой группы связаны с проведением логических операций над множествами геометрических фигур. Включены в эту группу и задания на поиск закономерностей.

Л.С. Метлина [16], а также Т.И. Осокина, Л.А. Парамонова [8] считают, что большую пользу приносят только упражнения в группировке фигур по форме и другим свойствам, в раскладывании фигур в порядке возрастания и убывания размера. В средней группе для упражнений детей в различении фигур вне занятий широко используются игровые упражнения и дидактические игры "Чего не стало?" или "Что изменилось?". Дети говорят, какую фигуру спрятали или заменили. Игра "Чудесный мешочек" проводится в разных вариантах. Дети узнают фигуры, находят их на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу или, напротив, зрительно находят фигуры по осязательно воспринимаемому образцу, игры "Найди свой домик", "Самолеты" позволяют развивать константность (устойчивость) в восприятии формы. Домиками, аэродромами в этих играх служат выложенные из шнуров квадраты, треугольники и др. Целесообразно при повторном проведении данных игр увеличивать размер таких домиков и аэродромов. Для индивидуальных упражнений используются игры "Найди пару", "Подбери фигуры к карточке" и др. Дети соотносят цветное и контурное изображение фигур, подбирают соответствующие формы.

Л.С. Метлина отмечает, что: "сначала дети упражняются в сопоставлении геометрических фигур с предметами сходной формы. Они подбирают предметы к моделям фигур. Так удается отделить модели геометрических фигур от других предметов, придать им значение образцов. Проводятся игровые упражнения: "Найди предмет такой же формы", "Найди то, что я скажу" и др.

От непосредственного сравнения формы предметов с геометрическими образцами дети переходят к словесному определению формы предметов. Для упражнений вначале подбирают предметы простой формы, не имеющие деталей. Целесообразно использовать предметы как одного вида (разной формы — флажки, дощечки и т. п.), так и разного вида (платок квадратный, шарфик прямоугольный, косынка, галстук треугольные). Дети выбирают предметы указанной формы (из 4—5 шт), подбирают картинки с изображением предметов соответствующей формы; называют какой формы предметы нарисованы на таблице. Несколько позднее им предлагают найти предметы указанной формы в определенных местах комнаты ("Посмотрите, есть ли на полочке предметы, похожие на цилиндр"), проводят игры "Путешествие по групповой комнате", "Найди то, что спрятано" [16, 62-63].

Е.В. Проскура, Л.А. Шибицкая [18] предлагают знакомить дошкольника с формой, когда он что-то рисует, лепит или конструирует. Например, ребёнок строит из кубиков домик, можно в этот момент обратить его внимание на форму деталей, устойчивость, прочность сооружения.

Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер, Э.Г. Пилюгина [7] акцентируют внимание на том, что знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет при этом называть "угольником" или "крышей". Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет названия форм и цветов, но не требует этого от воспитанников. Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова: "форма", "цвет", "такой же".

Таким образом, мы определили, что наиболее эффективными методами ознакомления детей пятого года жизни с геометрическими фигурами являются:

Страницы: 1 2 3

Использование интерактивных туров на уроках иностранного языка
Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных. Современные интерпретации коммуникативной компетенции в области преподавания иностранных языков восходят к определению аме ...

Психолого – педагогическое обоснование понятия «внимание»
Понятие внимания в разных источниках и разными учеными определяется по–разному. П.Я.Гальперин охарактеризовал внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля. «Л.Д.Столяренко определил «внимание как направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объект ...

Эмпирическая проверка и статистическая обработка результатов
Наличие достаточного числа тестовых заданий позволяет перейти к разработке теста как системы, обладающей целостностью, составом и структурой. На третьем этапе отбираются задания и создают тесты, повышаются качество и эффективность теста. Целостность теста образует взаимосвязь ответов испытуемых на ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru