Развитие разговорной речи в начальных классах школы глухих на различных уроках

Развитие образования » Развитие разговорной речи глухих учащихся первого класса » Развитие разговорной речи в начальных классах школы глухих на различных уроках

Страница 3

Теперь рассмотрим, как ведется работа по развитию разговорной речи на уроках развития речи (в 1 классе).

Уроки развития речи, главной задачей которых является обучение глухих школьников речи в различных ее формах (диалогической (разговорной), монологической (связанной), устной, письменной), должны быть тщательно спланированы. Каждый урок представляет собой нечто целое, законченное и в то же время находится в тесной взаимосвязи с предыдущими и последующими уроками (Вишневская Е.Е., 1979).

Планируемый урок по развитию речи должен иметь четкую структуру. Как правило, проводятся уроки комбинированного типа, на которых осуществляется повторение пройденного материала, закрепление полученных знаний и умений. Независимо от вида работы на каждом хорошо организованном уроке четко выделяются основные этапы (компоненты, звенья) урока, которые идут последовательно один за другим и взаимосвязаны между собой. Общая структура урока развития речи может быть представлена в следующем виде:

I. Подготовительная часть (начальный этап):

а) организационный этап (общая организация детей);

б) ознакомление с темой урока.

Для сообщения темы урока используются разные методические приемы:

учитель обращается к учащимся:

«Сейчас урок развития речи. Хотите узнать, что будем делать на уроке? Спросите у меня»;

учитель говорит: «Сейчас урок развития речи. Угадайте, что будем делать, и скажите, почему вы так думаете»;

учитель побуждает детей обратиться к нему с вопросами: «Сейчас будет урок развития речи», - говорит он и делает паузу, учащиеся задают ему различный вопросы: «Что будем делать на уроке? Какая тема урока? Как называется рассказ? и др.»

Такая организация начала урока вызывает необходимую активность детей, интерес к работе, побуждает их к словесному общению не только с учителем, но и между собой.

II. Основная часть.

а) Составление плана деятельности детей на уроке. В первом классе план работы на уроке может быть написан на классной доске. Учитель спрашивает детей: «Что будем делать сначала? Что будем делать потом? Что мы уже сделали, и что нам осталось еще сделать?» По ходу урока пункты плана могут записываться на доске;

б) выполнение учащимися определенного вида работы по развитию речи (описание вчерашнего дня, составление рассказа по картине или серии картинок и т.д.) и руководство учителем деятельностью детей (осуществление фронтального, дифференцированного и индивидуального руководства, актуализация имеющихся у них речевых умений и знаний об окружающем мире, активизация и стимуляция их деятельности.

Одним из наиболее распространенных видов работ по развитию разговорной речи на уроках развития речи является работа по закрытой картинке (Быкова Л.М., Горбунова Е.А., Зыкова Т.С., Носкова Л.П., 1991). Цель работы: научить детей задавать вопросы и с их помощью выяснить содержание картинки, которую они не видят. В такой ситуации все вопросы детей носят ярко выраженный мотивированный характер, так как они действительно хотят узнать о том, что изображено на картинке.

Система работы в 1 классе по закрытой картинке может состоять из следующих этапов.

Страницы: 1 2 3 4

Условия и задачи развития продуктивного мышления в учебной деятельности
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе наблюдения за деятельностью учащихся седьмых классов средней школы нами было проведено исследование. Работа велась с октября 1995 по март 1996 гг. и предусматривала несколько этапов. На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, ...

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
Речь во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоциональной благополучной, благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания актив ...

Идея приоритета положительной обратной связи
Проблема построения в школе адаптивной образовательной среды с неизбежностью ставит вопрос о критериях оценки деятельности школы. Приоритетным критерием оценки работы школы до сих пор остаются конечные результаты ее деятельности: • состояние здоровья учащихся; • обученность учащихся; • обучаемость ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru