Развитие разговорной речи в начальных классах школы глухих на различных уроках

Развитие образования » Развитие разговорной речи глухих учащихся первого класса » Развитие разговорной речи в начальных классах школы глухих на различных уроках

Страница 3

Теперь рассмотрим, как ведется работа по развитию разговорной речи на уроках развития речи (в 1 классе).

Уроки развития речи, главной задачей которых является обучение глухих школьников речи в различных ее формах (диалогической (разговорной), монологической (связанной), устной, письменной), должны быть тщательно спланированы. Каждый урок представляет собой нечто целое, законченное и в то же время находится в тесной взаимосвязи с предыдущими и последующими уроками (Вишневская Е.Е., 1979).

Планируемый урок по развитию речи должен иметь четкую структуру. Как правило, проводятся уроки комбинированного типа, на которых осуществляется повторение пройденного материала, закрепление полученных знаний и умений. Независимо от вида работы на каждом хорошо организованном уроке четко выделяются основные этапы (компоненты, звенья) урока, которые идут последовательно один за другим и взаимосвязаны между собой. Общая структура урока развития речи может быть представлена в следующем виде:

I. Подготовительная часть (начальный этап):

а) организационный этап (общая организация детей);

б) ознакомление с темой урока.

Для сообщения темы урока используются разные методические приемы:

учитель обращается к учащимся:

«Сейчас урок развития речи. Хотите узнать, что будем делать на уроке? Спросите у меня»;

учитель говорит: «Сейчас урок развития речи. Угадайте, что будем делать, и скажите, почему вы так думаете»;

учитель побуждает детей обратиться к нему с вопросами: «Сейчас будет урок развития речи», - говорит он и делает паузу, учащиеся задают ему различный вопросы: «Что будем делать на уроке? Какая тема урока? Как называется рассказ? и др.»

Такая организация начала урока вызывает необходимую активность детей, интерес к работе, побуждает их к словесному общению не только с учителем, но и между собой.

II. Основная часть.

а) Составление плана деятельности детей на уроке. В первом классе план работы на уроке может быть написан на классной доске. Учитель спрашивает детей: «Что будем делать сначала? Что будем делать потом? Что мы уже сделали, и что нам осталось еще сделать?» По ходу урока пункты плана могут записываться на доске;

б) выполнение учащимися определенного вида работы по развитию речи (описание вчерашнего дня, составление рассказа по картине или серии картинок и т.д.) и руководство учителем деятельностью детей (осуществление фронтального, дифференцированного и индивидуального руководства, актуализация имеющихся у них речевых умений и знаний об окружающем мире, активизация и стимуляция их деятельности.

Одним из наиболее распространенных видов работ по развитию разговорной речи на уроках развития речи является работа по закрытой картинке (Быкова Л.М., Горбунова Е.А., Зыкова Т.С., Носкова Л.П., 1991). Цель работы: научить детей задавать вопросы и с их помощью выяснить содержание картинки, которую они не видят. В такой ситуации все вопросы детей носят ярко выраженный мотивированный характер, так как они действительно хотят узнать о том, что изображено на картинке.

Система работы в 1 классе по закрытой картинке может состоять из следующих этапов.

Страницы: 1 2 3 4

Программные требования по развитию разговорной речи в школах для глухих учащихся
Специальных уроков разговорной речи в школе глухих не выделяется, но в школьной программе имеется раздел «Развития разговорной речи». Речевой материал, представленный в нем, является обязательным для работы на всех уроках. Кроме того, в программе по каждому учебному предмету изложен объем требовани ...

Основные тенденции развития алтайской национальной школы в 1946-1958 гг
Летом 1945 г. огромными усилиями педагогов и общественности был организован учет детей школьного возраста, сбор частных пожертвований и отчислений от заработной платы в областной фонд начального всеобуча. В 1946 – 1947 уч. г. Совет Министров и Министерство просвещения РСФСР на обеспечение общедосту ...

Воспитательная роль сочинений и изложений
С о ч и н е н и я в школе занимают особое место: им в известной степени подчинены другие речевые упражнения. Начинаясь в I классе в виде небольших устных сообщений или эмоциональных рассказов, сочинение постепенно перерастает в серьезную умственную работу, планируемую учителем. Сочинения и рассказы ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru