Разговорная речь наиболее интенсивно развивается в связи с деятельностью. Методика же работы по развитию диалогической речи в связи с различными видами деятельности носит общий характер (Марциновская Е.Н., Нестерович Т.В., Зыкова Т.С., 1980г.). Поэтому, прежде всего остановимся на примере уроков предметно-практического обучения, которые имеют важное значение в развитии разговорной речи.
Реализация деятельного принципа обучения языку наиболее ярко проявляется на уроках предметно-практического обучения. Как считал С.А. Зыков, предметно-практическая деятельность является развивающей одновременно в разных планах. В процессе практической деятельности учащиеся изготавливают различные предметы, что не просто формирует простейшие умения навыки, но и организует общее и речевое развитие глухих детей.
Для развития всех познавательных процессов решающее значение имеет формирование словесной речи глухих детей, что составляет одну из задач уроков ППО (Нестерович Т.В., 1973г.). ППО создает наиболее благоприятные условия для реализации ведущего принципа обучения языку – формирование речи как средства общения в связи с деятельностью. В условиях практической деятельности с предметами, развития общения, формирование речевых навыков происходит в наиболее естественных и мотивированных условиях, когда пользование языком происходит на уроке и становится необходимым. На уроках при разных формах работы – коллективной, парами, бригадами, индивидуальной – создается потребность и необходимость в обращении учащихся к учителю, друг к другу с вопросами, просьбами, заданиями, поручениями. Этому способствует специально организованная коллективная предметно-практическая деятельность учащихся (Зыков С.А., 1977г.).
Развитие диалогической речи на уроках ППО осуществляется по тем же видам речевой коммуникации, которые определены в разделе программы «Развитие разговорной речи». Овладение разговорной речью на уроках ППО начинается наиболее естественным способом с использованием обращений в сочетании с побудительными предложениями, в которых выражаются просьбы совершить определенные действия или выполнить задания.
С самого начала на уроках ППО школьники 1 класса учатся работать не молча, а постоянно сообщать учителю, бригадиру или «маленькому учителю» о каждой выполненной операции и спрашивать разрешение на выполнение следующей. По ходу деятельности они сообщают о своих затруднениях, обращаются за помощью.
Большую трудность для глухих детей представляют вопросительные предложения: они не умеют задавать вопросы и отвечать на них. На уроках ППО часто возникают и легко создаются ситуации, когда появляется потребность в вопросительном предложении.
Например, при распределении работы по изготовлению макета Саша отказывается от предложения бригадира лепить фигурки зверей. Бригадир сообщает учителю: «Саша не хочет лепить фигурки зверей». Учитель: «Узнай у него почему он не хочет лепить». Бригадир обращается к Саше: «Саша, почему ты не хочешь лепить? ». Саша: «Потому что я плохо леплю». Вместе с этим учитель постоянно побуждает учеников спрашивать: «Спроси, как называется; Спроси, что делает; Спроси, у кого есть красный карандаш и т.д.». В таком побуждении, как указывал С.А. Зыков, содержится и вопрос, что облегчает его употребление.
Программные требования по разделу “Ориентировка в пространстве”
Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных пространственных отношении (определение положения предмета в пространстве между другими предметами ...
Направления воспитывающей деятельности,
способствующие гармоничному развитию личности ребенка 7-10 лет
Исходя из реальных функций, возможностей школы самбо, можно обозначить направления воспитывающей деятельности: учебно-тренировочные занятия; психологическое сопровождение; социально-педагогическая поддержка; организационно-массовая работа. В современной жизни, как никогда ранее, физическая культура ...
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии как
фактор повышения мотивации обучения учащихся
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым. Жан Жак Руссо Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не зна ...