Развитие разговорной речи в начальных классах школы глухих на различных уроках

Развитие образования » Развитие разговорной речи глухих учащихся первого класса » Развитие разговорной речи в начальных классах школы глухих на различных уроках

Страница 1

Разговорная речь наиболее интенсивно развивается в связи с деятельностью. Методика же работы по развитию диалогической речи в связи с различными видами деятельности носит общий характер (Марциновская Е.Н., Нестерович Т.В., Зыкова Т.С., 1980г.). Поэтому, прежде всего остановимся на примере уроков предметно-практического обучения, которые имеют важное значение в развитии разговорной речи.

Реализация деятельного принципа обучения языку наиболее ярко проявляется на уроках предметно-практического обучения. Как считал С.А. Зыков, предметно-практическая деятельность является развивающей одновременно в разных планах. В процессе практической деятельности учащиеся изготавливают различные предметы, что не просто формирует простейшие умения навыки, но и организует общее и речевое развитие глухих детей.

Для развития всех познавательных процессов решающее значение имеет формирование словесной речи глухих детей, что составляет одну из задач уроков ППО (Нестерович Т.В., 1973г.). ППО создает наиболее благоприятные условия для реализации ведущего принципа обучения языку – формирование речи как средства общения в связи с деятельностью. В условиях практической деятельности с предметами, развития общения, формирование речевых навыков происходит в наиболее естественных и мотивированных условиях, когда пользование языком происходит на уроке и становится необходимым. На уроках при разных формах работы – коллективной, парами, бригадами, индивидуальной – создается потребность и необходимость в обращении учащихся к учителю, друг к другу с вопросами, просьбами, заданиями, поручениями. Этому способствует специально организованная коллективная предметно-практическая деятельность учащихся (Зыков С.А., 1977г.).

Развитие диалогической речи на уроках ППО осуществляется по тем же видам речевой коммуникации, которые определены в разделе программы «Развитие разговорной речи». Овладение разговорной речью на уроках ППО начинается наиболее естественным способом с использованием обращений в сочетании с побудительными предложениями, в которых выражаются просьбы совершить определенные действия или выполнить задания.

С самого начала на уроках ППО школьники 1 класса учатся работать не молча, а постоянно сообщать учителю, бригадиру или «маленькому учителю» о каждой выполненной операции и спрашивать разрешение на выполнение следующей. По ходу деятельности они сообщают о своих затруднениях, обращаются за помощью.

Большую трудность для глухих детей представляют вопросительные предложения: они не умеют задавать вопросы и отвечать на них. На уроках ППО часто возникают и легко создаются ситуации, когда появляется потребность в вопросительном предложении.

Например, при распределении работы по изготовлению макета Саша отказывается от предложения бригадира лепить фигурки зверей. Бригадир сообщает учителю: «Саша не хочет лепить фигурки зверей». Учитель: «Узнай у него почему он не хочет лепить». Бригадир обращается к Саше: «Саша, почему ты не хочешь лепить? ». Саша: «Потому что я плохо леплю». Вместе с этим учитель постоянно побуждает учеников спрашивать: «Спроси, как называется; Спроси, что делает; Спроси, у кого есть красный карандаш и т.д.». В таком побуждении, как указывал С.А. Зыков, содержится и вопрос, что облегчает его употребление.

Страницы: 1 2 3 4

Приеми доврачебной помощи
В начале занятия учитель рассказывает о том, что у человека при травматических повреждениях, кровотечении, отравлении, утоплении, поражении электрическим током, молнией и в других несчастных случаях может внезапно остановиться дыхание и прекратиться работа сердца, в этом случае пострадавший нуждает ...

Работа над сознательностью чтения
Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Однако в методике этот термин употребляется в двух значениях: 1) применительно к овладению самим процессом чтения (техникой чтения); 2) применительно к чтению в более широком смысле (Т.Г. Рамзаева). Когда говорят о сознат ...

Собственническая установка
Рождение, выхаживание и воспитание ребенка требуют от родителей многих усилий и забот. Современная практика регулирования рождаемости дает возможность планировать рождение ребенка, сознательно решать, сколько детей стоит иметь в семье, и т. д. Это не дает, однако, оснований считать детей своей собс ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru