Для успешной реализации этой цели в процессе обучения необходимо соблюдать следующие педагогические требования:
1. Отказ от работы по вопросам при составлении связанных высказываний любого вида. Учитель при работе над высказыванием любого вида побуждает учеников к строгой логической последовательности в изложении событий в соответствии с конкретным пунктом плана или текста в целом, не перебивая их вопросами. При этом дети учатся строить именно связанный текст, а не отвечать отдельно на вопросы.
2. Формирование словесной речи на основе построения целостных текстов. Роботе по построению текста в школе для глухих предшествует словарная работа по теме и выполнение лексических и грамматических упражнений с использованием речевого материала темы. Это помогает овладеть речью как специфической формой речи, способствует выработке у них навыков самоконтроля.
3. Усвоение письменной речи в контексте реальной деятельности учащихся.
4. Использование на уроках различных организационных форм, обеспечивающих сотрудничество учащихся с учителем и друг с другом.
5. Использование на уроках дифференцированного подхода к учащимся с целью активации речевой и мыслительной деятельности каждого из них.
6. Составление планов работы на длительный период с включением в них всех рекомендованных программой видов работ.
В обучении глухих детей используется устная, письменная и дактильная форма речи. Новое слово или фраза дается сначала в устной, а затем в устно-дактильной форме. При этом обязательно используются письменные печатные таблички.
Программа предусматривает научить школьников пяти видам речевой коммуникации: 1) принимать обращения и выполнять приказания, выражать просьбу, желание, побуждение; 2) обращаться к товарищу (или другому лицу) по заданию учителя или воспитателя, а также по собственному побуждению; 3) отвечать на вопросы и задавать их; 4) сообщать о выполненной и предстоящей работе; 5) участвовать в диалоге.
Итак, программой предусматривается «достижение основной задачи развития разговорной речи глухих детей – овладение языком как средством общения, начиная от овладения словами и фразами в 1 классе и до умения вести беседу на разные темы, самостоятельно задавать вопросы и развернуто высказывать в ее ходе в 7 классе»1.
Типы и виды контроля знаний
В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля: Внешний - осуществляется преподавателем над деятельностью учащегося. Взаимный – осуществляется учащимся над деятельностью товарища. Самоконтроль – осуществляется учащимися н ...
Психологические основы обучения
Важнейшей составляющей целостного педагогического процесса выступает процесс обучения. Под процессом обучения понимается взаимодействие учеников и учителя, в ходе которого осуществляется, прежде всего, образование и вносится существенный вклад в воспитание и развитие личности. Обучение – особый вид ...
Выявление уровня сформированности навыков разговорной речи глухих учащихся
первого класса
Выявление сформированности навыков разговорной речи у глухих первоклассников осуществлялось двумя способами: во-первых мы получили интересующую нас информацию из карты наблюдения и во-вторых в ходе выполнения задания. Использование карты наблюдения. На каждого ребенка поступающего в нашу школу, с п ...