Основные вехи в отечественной истории экономического развития специального образования:
• указ князя Владимира (996) — Церковь должна осуществлять призрение убогих и неимущих, десятая часть казны передается для монастырей и богаделен;
• в эпоху Петра Великого благотворительностью стали заниматься представители императорского дома;
• в период царствования Павла I было основано Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны, которое активно занималось благотворительной деятельностью. К концу XIX в. в это ведомство входило более 200 различных учреждений, среди них — первая в России школа для глухих детей (1806), около 60 школ- интернатов, педагогические курсы, сеть приютов для престарелых и т. п.
Период конца XIX — начала XX вв. отмечен расцветом благотворительной деятельности, принимавшей такие формы, как:
• материальная помощь неимущим;
• благотворительные спектакли и концерты;
• безвозмездная помощь социальным учреждениям;
• дежурства в больницах, уход за больными.
П.М. Третьяков на свои средства содержал Московскую школу для глухих детей.
В начале XX в. наряду с благотворительностью стало развиваться и государственное финансирование системы специального образования.
После 1917 г. государство полностью взяло на себя заботу о лицах с ограниченными возможностями:
бюджетное финансирование специальных образовательных учреждений;
надбавки к заработной плате специалистов.
В 90-е гг., в период становления рыночных отношений, стали медленно возрождаться традиции меценатства и благотворительности.
Постановлением Правительства РФ от 03.10,2002 № 732 утверждена Федеральная целевая программа "Дети России" на 2003-2006 годы с подпрограммой "Дети-инвалиды", в которой предусматривается финансирование первоочередных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Современное состояние экономического обеспечения системы специального образования:
система испытывает острую нехватку финансовых и материальных ресурсов;
региональные и местные бюджеты не обеспечивают приемлемого уровня финансирования учреждений специального образования;
материальная база школ и интернатов для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности постепенно разрушается; заработная плата специалистов в подавляющем большинстве российских регионов ниже прожиточного минимума; не выполняются многие положения Закона РФ "Об образовании", условия программы "Дети России" в части финансирования первоочередных потребностей детей с нарушениями в развитии; несмотря на то что отдельные благотворительные акции имеют место, они пока не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на улучшение материального положения учреждений системы специального образования. Экономические перспективы развития введение государственного именного образовательного обязательства позволит осуществлять адресное финансирование детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, что будет способствовать реализации права выбора образовательного учреждения, развитию процесса деинституциализации (воспитание ребенка в семье, а не в учреждении интернатного типа);
необходима такая модель финансирования системы специального образования, которая учитывала бы рациональное использование средств, а также их соответствие образовательным потребностям лиц с ограниченными возможностями. Дальнейшее развитие системы специального образования возможно при соблюдении следующих условий.
Вариативные модели адаптивной школы
Определение сущности адаптивной школы позволяет сделать вывод о том, что в реальной практике возможны любые модели ее построения на основе учета социокультурных и педагогических условий региона. Адаптивность школы в этом случае проявляется в ее способности устанавливать соответствие между спектром ...
Типы билингвального обучения
Тип БО Цель Язык обучения Вид куррикулума Политичес-кий и социо-культурный контекст (средовый фактор) Аккультурационный Вытесняю-щий Аккультурация, врастание этнических меньшинств Второй (госу-дарственный, официальный, иностранный) Иммерсия, переходная программа Естественная Сох-раня-ющий в домини- ...
Психологические особенности подросткового возраста в контексте формирования
познавательного интереса
Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деят ...