Организация и содержание констатирующего эксперимента

Страница 3

Описание методики: Испытуемому предлагается бланк с кругами и дается задание нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круг как основу.

Инструкция: «У тебя на листе даны 10 кругов. Нарисуй любые предметы используя эти круги». Для обработки результатов теста использовались 3 показателя: скорость, гибкость и оригинальность творческого воображения.

Для определения скорости подсчитывается общее количество рисунков.

Для определения гибкости рисунки группируются следующим образом:

а) рисунки, изображающие природу, те предметы, вещи, явления, которые существуют без вмешательства человека («Природа»);

б) предметы, которые человек изготавливает и использует в хозяйстве, т.е. предметы быта, домоводства (Быт»);

в) предметы, используемые в научно-технической деятельности («Наука и техника»);

г) предметы, используемые в спортивных занятиях («Спорт»)

д) предметы, которые не имеют практической ценности, используются для украшения (сюда же относятся рисунки, которые невозможно идентифицировать).

Все рисунки испытуемого распределяются по указанным группам, затем подсчитывается количество переходов между группами. Это и является показателем гибкости образного воображения.

Анализ рисунков по тематике дает представление о насыщенности памяти образами и понятиями из тех или иных областей, а также о степени легкости актуализации различных образов.

За оригинальные можно принять только те рисунки, которые встречаются в группе 1-2 раза. Оригинальные рисунки можно разделить на 3 группы:

а) воплощающие образы редко встречающихся и редко вспоминающихся предметов и явлений;

б) несуществующие предметы и явления;

в) редко актуализирующиеся вне познавательной деятельности понятия, образы, зрительные представления.

Анализ результатов:

1-4 балла: Задания выполнялись медленно, ребенок рисовал не по инструкции, рисунки конкретные, из категории «Быт», не использованы все круги.

4-7 баллов: задание выполнялось достаточно быстро, ребенок использовал несколько кругов для изображения предметов, присутствуют рисунки обобщающего характера, расширены категории, использовано большее количество кругов.

7-10 баллов: задание выполнялось быстро, ребенок выполнил задание по инструкции , присутствуют конструктивные рисунки.

Анализ констатирующего эксперимента показал, что Задание №1 «Свободный рисунок» дети выполняли с удовольствием. Не все дети сразу приступили к работе Сема А., Валера Ж. и Рома У. просили повторить инструкцию, а потом долго думали, что нарисовать. На основании анализа рисунков было установлено, что все дети успешно справились с заданием, т.е. нарисовали рисунки, но в силу своих специфических особенностей развития половина испытуемых просто рисовала реальные предметы (елка, дом, рисунок семьи), а не «что-то интересное» согласно инструкции. У 8 человек в рисунках не наблюдалось ничего нового, но присутствовали явные элементы творческой фантазии и оказывали на зрителя определенное эмоциональное впечатление (например Яна Г. изобразила цветочную принцессу у которой ножки всегда спрятаны в траве.). Детали изображения проработаны плохо. Это можно объяснить нарушениями мелкой моторики, невнимательностью, т.к.у детей неустойчивое внимание и они легко отвлекаются от работы, а также быстрой утомляемостью. У 7 человек рисунки оказались простые, неоригинальные, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали ( например, Надя Д. нарисовала кровать в пустом пространстве).

В ходе эксперимента было установлено, что дети чаще используют теплые тона (желтого, оранжевого, розового, красного, малинового, бордового, коричневого). Этим они проявляют свое отношение к изображаемому предмету, стараясь его украсить, выделить. Но цвета не всегда адекватно соотносятся с цветами реальный предметов, например Ксюша Ю. изобразила оранжевого песика с фиолетовыми ушами.

Все рисунки оречевлялись детьми, т.е. при изображении предмета ребенок говорил что он рисует. Большинство детей рассказывало сюжет своего рисунка, например Ксюша Ю. рассказывала, что она рисует папу и маму которые пошли гулять с собачкой. Результаты выполнения представлены в приложении, Таблица №1.

Страницы: 1 2 3 4 5

Актуальность воспитания гражданского самосознания в современном Казахстане
История развития педагогической практики и теории на протяжении длительного периода показывает, что содержание воспитания гражданственности постоянно менялось, следуя за изменениями, происходящими в обществе, содержании образования. Изменения касались содержания и методики воспитания гражданственно ...

Планирование работы по изучению данного раздела
План-конспект урока. Тема урока: Чеканка на смоляной основе (урок 1). Цели урока: Дать знания о правилах составления композиции чеканных изделий, рассказать о различных видах чеканных работ, заложить основу для формирования пространственного мышления. Оборудование и материалы: Карандаши различной т ...

Проблема соотношения эстетического восприятия и художественного развития личности
Одной из основных является в педагогике проблема эстетического восприятия и художественного развития личности в условиях художественного коллектива. Данная проблема заключается в том, что участники художественного коллектива обязательно должны получать информацию эстетического характера для развити ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru