Психолого – педагогическое обоснование понятия «внимание»

Страница 1

Понятие внимания в разных источниках и разными учеными определяется по–разному. П.Я.Гальперин охарактеризовал внимание

как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля.

«Л.Д.Столяренко определил «внимание

как направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других». [23,368]

Внимание отвечает за ряд функций: функция отбора значимых воздействий, которые соответствуют потребителям данной деятельности, функция игнорирования других несущественных конкурирующих воздействий, функция удержания, сохранения выполняемой деятельности, пока не будет достигнута цель, то есть регуляции и контроля деятельности.

В современном толковом словаре вниманиетрактуется как сосредоточенность мыслей или зрения, слуха на каком – либо объекте.

В Большой советской энциклопедии дается определение внимания

, как направленности и сосредоточенности психической деятельности на каком – либо объекте или действии.

Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своими действиями. Внимание, не имея своего особого содержания, сопутствует каждой деятельности как составной элемент различных психических (восприятие, память, мышление) и двигательных процессов. Оно с одной стороны, является сложным познавательным процессом, с другой психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность. Внимание порождается деятельностью и сопутствует ей. За вниманием всегда стоят интересы, желание, установки, потребности, направленность личности.

«

Внимание не имеет такого специального нервного центра, как зрительные, слуховые и другие ощущения и восприятия, а также движения, которые связаны с деятельностью определенных участков коры больших полушарий головного мозга.

Физиологически внимание обусловлено работой тех же самых нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы. Но оно означает наличие участков повышенной и пониженной возбудимости, взаимосвязанных в своей деятельности по закону отрицательной индукции нервных процессов, согласно которому процессы возбуждения, возникающие в одних участках коры головного мозга, вызывают тормозные процессы в других участках мозга.

За счёт доминанты (наличие в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга участка с повышенной нервной возбудимостью, господствующего (доминирующего) над остальными частями коры) осуществляется сосредоточение сознания человека на определённых предметах и явлениях» [4,8]

Внимание – продукт развития внешний, предметной и развёрнутой деятельности контроля в форму внутреннюю. Средства и способы контроля человек находит в окружающей действительности. В зависимости от специфики этого развития и получаются различные виды внимания. [Приложение 1, 2]

Непроизвольное внимание

– это внимание, вызываемое внешними причинами, - теми или иными особенностями объектов, воздействующих на человека, в данный момент. Непроизвольное внимание складывается стихийно здесь маршрут и средства контроля диктуются объектом и текущими состояниями субъекта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Диагностика математических представлений у детей раннего возраста
Целью опытно-поисковой работы является определения уровня математических представлений у детей раннего возраста (2-3л.): представление о величине, форме, количестве, цвете, пространстве, а так же о состояние развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. 1. Цвет Покажи предметы красного, ...

Формирование словаря детей в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленны ...

Направления воспитательной работы
Цели воспитания - это ожидаемые изменения в человеке (или группе лю­дей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомер­но проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы ил ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru