Овладение техникой зависит от постепенного развития движений, способности направлять, регулировать их согласно задаче изображения. Изобразительные занятия способствуют развитию этих движений, давая упражнения рукам ребенка.
Овладение техникой у детей нередко отстает от овладения изобразительными умениями. Несмотря на то, что техническое выполнение ра
боты не является самым главным – это лишь средство решения изобразительной или декоративной задачи – без овладения этим средством невозможно и развитие других сторон деятельности. Именно для того , чтобы ребенок возможно скорее мог выразить свой замысел, дать отчетливые изображения, надо научить его приемам владения карандашом, кистью и др.
Прочность усвоения навыка достигается только при условии повторения и многократных упражнений. Поэтому не следует спешить показывать детям все новые и новые приемы работы. Технические навыки прочны, когда ребенок владеет ими свободно, они не занимают его внимания. Тогда он может думать о содержании своей работы и решении изобразительной или декоративной задачи.
Отсутствие у детей отчетливых представлений о предмете сделало бы невозможным его изображение, а, следовательно, и формирование графических навыков и умений в процессе создания изображения. Регулировать изображение в рисунке может только полное, отчетливое представление о предмете, которое образуется при внимательном рассматривании.
Процесс восприятия предмета перед его изображением должен быть организован и направлен педагогом, с тем чтобы дети прежде всего восприняли те свойства предмета, которые особенно важны для последующего изображения, а именно: форму, строение, величину, цвет. Такое организованное и направляемое воспитателем восприятие детьми предмета называется обследованием. Нужно позаботиться о том, чтобы у детей были ясные представлениях о тех предметах, которые они будут изображать.
При обследовании предмета важно подчеркнуть именно те его стороны, которые определят характер изображения, провести связь с требуемой техникой рисунка: при рассмотрении дома – прямизну стен, ровный ряд окон; при рассмотрении предметов овальной формы – ее некоторую вытянутость по сравнению с округлой и т.д. Сложившееся в процессе обследования представление потом воплощается в рисунке с помощью изобразительных сред
ств. Организация обследования предмета перед его изображением есть организация ориентировочно – исследовательской деятельности, направленной на ознакомление с теми свойствами предмета, которые необходимо знать для последующего изображения.
Формирование навыка происходит быстрее у того ребенка, который предварительно активно знакомится с заданием и со способами его выполнения и лишь за тем переходит к выполнению системы исполнительных, рабочих движений, чем у того, который сразу приступает к осуществлению последних без предварительной ориентировки в ситуации.
В связи с эти большое значение имеет первое ознакомление детей со способами действия карандашом или кистью при изображении, на основе чего складывается представление о нужном способе.
Ориентировочные обследовательские действия ребенка, направленные на ознакомление со способами действия, не совершены. Это обусловлено тем, что двигательный опыт дошкольников еще очень мал. Совершенствование исполнительных рисовальных движений происходит в течении всего периода пребывания детей в детском саду.
Основы педагогического контроля в высшей школе
Контроль стимулирует обучение и влияет на поведение студентов. Как показала практика, попытки уменьшить контроль в учебном процессе приводят к снижению качества обучения. Внедряемые в настоящее время интенсивные методы обучения ведут неизбежно к новым поискам в области повышения качества и эффек ...
Методикаработысюридическими документами
Слово «документ» является общеупотребительным, а потому школьники, как правило, уже знакомы с его значением. Оно происходит от латинского слова «documentium» и означает « материальный носитель какой либо информации», предназначенной для передачи. В области юриспруденции мы очень часто сталкиваемся ...
Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия Одним из важнейших резервов повышения эффективности высшего образования является оптимизация самостоятельной работы студентов, которая ...