Психолого – педагогическое обоснование понятия «внимание»

Страница 3

Послепроизвольное внимание вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.

Частота перехода одного вида внимания к другому, так же как и устойчивость одной доминанты, в значительной мере определяется особенностями высшей нервной деятельности. Как известно, у ребенка доминанта характеризуется неуравновешенностью с преобладанием возбуждения над торможением и тенденцией к широкой иррадиации нервного процесса по коре мозга. У детей с повышенной или легкой возбудимостью внимание быстро направляется на необходимую деятельность или на тот предмет, с которым предстоит работа. Однако сохранять образовавшуюся доминанту таким детям труднее, чем ребятам с медленной возбудимостью и трудной переключаемостью нервной деятельности.

Нельзя забывать, что для учеников любого типа нервной системы характерны периодические колебания внимания. Такие «волны» внимания и отвлечения от основной деятельности наблюдаются тем чаще, чем младше ребенок, чем менее он активен, чем более длительна и однообразна работа.

В активизации внимания ведущую роль играют следующие свойства предметов, событий, действий: во–первых, его воздействие должно быть сильным, интенсивным (например, резкий и громкий звук в тишине не может не привлечь внимания).

Во–вторых, раздражитель должен контрастировать с окружающим (скажем, грустное лицо среди смеющихся физиономий, конечно же, обратит на себя внимание – как, впрочем, и веселое среди печальных).

В–третьих, привлекает внимание то, что является необычным (модницы, безусловно, заметят новый фасон платья, выделив его среди обилия традиционной одежды).

В–четвертых, объект должен быть динамичным, подвижным (создатели рекламных роликов и музыкальных клипов на телевидении хорошо знают: быстрая смена кадров привлекает внимание зрителя) раздражитель должен контрастировать с окружающим (скажем, грустное лицо среди смередметов, событий, действий.)

Не менее важными поводами для обращения внимания на объект являются: потребности личности (голодный человек вряд ли безучастно пройдет мимо кондитерской); значимость для личности (почти каждый из нас невольно прислушается, уловив в происходящем поблизости разговоре собственное имя); эмоциональная привлекательность (недаром на телевидении наибольшие рейтинги у юмористических программ).

В случае если объект не отвечает всем указанным условиям, то для сосредоточения на нем внимания потребуются уже определенные усилия и конкретная цель, которая при этом преследуется. Например, читая трудный для понимания научный текст, человек вынужден включать произвольное внимание, иногда заставлять себя, осознавая свою цель – самообразование.

Эффективность работы по улучшению произвольного внимания значительно повышается тогда, когда ученики получают положительные эмоции, чувство удовлетворенности и сознание важности этой работы.

Внимание имеет определенные свойства (качества). [Приложение 3].

Концентрация

– это способность человека сосредотачиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой задачи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Роль методики обучения праву в системе школьного образования страны
Эволюция научных школ в области методики обучения праву. Современное российское образование претерпевает некоторые изменения, которые определенным образом сказываются и на системе правового обучения школьников. Именно ему пытаются уделить особое внимание. Однако сокращение количества часов для изуч ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии как фактор повышения мотивации обучения учащихся
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым. Жан Жак Руссо Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не зна ...

Проблемы восприятия личностью культурно-досуговых программ
Восприятие личностью культурно-досуговой программы - это восприятие опосредовано прошлым социальным опытом, опытом в целом, чувствами, мыслями о сегодняшнем дне. Другими словами: в единстве сознания и деятельности, их взаимосвязи и взаимообусловленности происходит осуществление регуляции восприятия ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru