Психолого – педагогическое обоснование понятия «внимание»

Страница 2

Непроизвольное первичное внимание привлекается ярким, неожиданным раздражителем. Этот вид внимания – естественное проявление безусловного ориентировочного рефлекса.

Непроизвольное внимание характерно для маленьких детей. Их легко отвлечь от неприятных переживаний, если показать новую игрушку.

Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный или личностный смысл.

«Вторичное непроизвольное внимание – внимание, которое привлекают и удерживают те предметы или явления, которые удовлетворяют интерес субъекта.

Оно не требует от ученика усилия, привлекается самим предметом, но не его яркостью или необычностью, а содержанием, отвечающим направленности, интересам этого ученика. Когда дети слушают интересный рассказ, работают над интересной поделкой или ухаживают за растениями в живом уголке, у них проявляется вторичное непроизвольное внимание». [16,184]

Произвольное

внимание направляется волевым усилием человека, осознанием необходимости быть внимательным. Обычно такого произвольного внимания требует неинтересное, скучное дело, смысла которого человек не видит, и выполняет его, подчиняясь требованиям других. Такое внимание особенно трудно дается маленьким детям. Оно требует большого волевого напряжения, умения намеренно отвлечься, отключиться от всех интересных впечатлений и заставить себя сосредоточиться на неинтересном содержании, на выполнении неинтересных действий.

Произвольное внимание формируется тогда и в той мере, в какой процесс его развития становится планомерным. Произвольное внимание – результат обучения, в котором поставлена специальная задача и даны общественно выработанные образцы, средства и способы контроля данного вида деятельности.

Общие умения и навыки внимания в каждом отдельном случае должны быть конкретизированы, детализированы и отработаны применительно к определённому виду деятельности.

Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Именно благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильное решение, осуществлять планы, возникающие в деятельности.

«Бывает и так, что, приступая к работе, человек подчиняется только осознанной необходимости и произвольно мобилизует и направляет свое внимание. Постепенно работа увлекает человека, становится для него интересной, и его внимание из произвольного превращается в послепроизвольное(непроизвольное вторичное). Этот вид внимания характеризуется волевой направленностью с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности.

Нужно использовать познавательные интересы детей для развития этого вида внимания. Однако не следует при этом стремиться к развлекательности на уроке. Смешные рассказы, шутки, игры или комические сценки на уроке могут отвлечь внимание школьника от учебного материала». [16,184]

Содержание урока, работа с книгой, беседы, отвечающие детским интересам и доступные по содержанию, служат средством мобилизации их устойчивого внимания. Этому способствует и использование необходимых наглядных пособий, разбор известных детям отдельных жизненных явлений, картин художника или литературных произведений, просмотр видеофильмов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Особенности содержательного обобщения и теоретического мышления
Содержательное абстрагирование и обобщение выступают как две стороны единого процесса восхождения мысли к конкретному. Благодаря абстрагированию человек вычленяет исходное отношение некоторой целостной системы и при мысленном восхождении к ней удерживает специфику. Вместе с тем это исходное отношен ...

Анализ опыта учителей по развитию воли младших школьников
В процессе работы над проблемой было важно ознакомиться с опытом работы учителей по развитию воли у младших школьников во внеурочной деятельности. Для этого мы изучили материал в журналах «Начальная школа», «Воспитание школьников», проанализировали статьи, в которых учителя делятся своим опытом раб ...

Понятия - гуманность учителя, ученика. Идея гуманизации школ
Во-первых, гуманность учителя - позиция, которая выражается в умении видеть за любыми внешними проявлениями ребенка черты живого, но сложного человека, имеющего право на индивидуальность, в умении не подавить человеческое профессиональным, проявить и понять настроение детей, ребенка, коллег, родите ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru