Психолого – педагогическое обоснование понятия «внимание»

Страница 5

Внимание перестает быть эффективным, когда присутствует незнание эталонов, образцов, правил решения задачи. Это приводит к сужению объема внимание, ухудшению способностей переключать и распределять внимание, так как ученик не знает, на основании чего контролировать себя. Состояние сниженной работоспособности (утомление) и состояние, которое развивается вследствие однообразной и неинтересной деятельности, частого повторения скучных действий (монотония) отрицательно влияют на эффективность внимания.

Вместе с тем наблюдается общая закономерность ухудшения результатов учебной деятельности. Чаще всего это характеризуется следующей фразой: «он способный, но рассеянный».

Дело в том, что умственные способности подростка приобретают иное, по сравнению с младшим школьником, качественное состояние: они становятся опосредованными. Это происходит благодаря развитию понятийного, словесно–логического и абстрактного мышления.

Причины же невнимательности в том, что подростку трудно управлять своей личностью, собой в целом. Подросток внимателен только по отношению к тому, что как–то связано с его актуальными потребностями, с поиском «себя», с познанием своих способностей и возможностей.

Если учебная задача помогает развиваться личности, соприкасается с переживаниями подростка, позволяет ему занять более взрослую позицию, то внимание становится устойчивым и концентрированным.

У подростков период привыкания к выполнению однообразных действий составляет 8 – 10 минут, затем уменьшается скорость работы, увеличивается число ошибок – главным образом из–за невнимательности. При монотонной, однообразной работе происходит отключение внимания и действия осуществляются неосознанно.

Если подростка переполняют сильные эмоции и сильные желания, то разрушаются процессы произвольного внимания. Оно становится неустойчивым, уменьшается его объем, ученик не способен сконцентрироваться, погрузиться в задачу.

«Узкий объем внимания, отсутствие умения распределять его в течение длительного времени между разными делами: смотреть на доску, слушать ответы товарища, указания учителя и еще следить за своей работой в тетради, - некоторые учителя рассматривают обычно как рассеянность

, которая недопустима школе. Действительно, учебная работа требует умения сосредоточиваться. Но ведь у многих детей, доминанта крайне слаба. Она образуется с трудом и легко гаснет. На смену быстро исчезающей одной возникает другая. Внимание ребенка скользит с одного предмета на другой, нигде не задерживаясь надолго, отвлекается любым, самым незначительным воздействием извне, так как сила его концентрации пока очень мала.

Причины рассеянности различны. Их необходимо знать, чтобы успешно развивать внимание детей». [16,194]

1. Рассеянность часто является результатом переутомления ребенка. Если он поздно ложится спать, если родители перегружают школьника впечатлениями: разрешают смотреть вечерние телевизионные передачи, часто водят в кино, в гости, - нервная система ребенка перевозбуждается. Он плохо и мало спит и приходит в класс в сонливом состоянии. Сон – это охранительное торможение. Оно мешает созданию доминанты.

2. Рассеянность может быть следствием нарушения правильного дыхания, а значит и снабжения мозга кислородом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Развитие мелкой моторики рук у детей с ЗПР в ходе дидактических игр и игровых упражнений
Опираясь на выявленные в ходе констатирующего эксперимента недостатки развития ручной моторики и отметив, что уровень развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития находится на среднем и низком уровне развития, приступили к проведению формирующ ...

Факторы, влияющие на неуспеваемость учащихся младшего школьного возраста
В основе неуспеваемости в школе всегда лежит не одна причина или фактор, а несколько, и часто они действуют в комплексе. Вопреки распространенному мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. В педагогической практике при от ...

Принципы отбора содержания. Критерии оценки содержания теста
При создании теста внимание разработчика, прежде всего, привлекают вопросы отбора содержания, которое можно определить как оптимальное отображение содержания учебной дисциплины в системе тестовых заданий. Требование оптимальности предполагает использование определенной методики отбора, включающей в ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru