Проблема лидерства в творческих коллективах

Лидерство свойственно каждой отдельно взятой группе. Тем более, что исполнительское искусство влечет выдвижение одних или отставание других.

Лидерство хорошо изучено в зарубежной психологии.

Лидерство - один из активных способов проявления индивидуальности личности. На первый взгляд, казалось бы, в каждом коллективе рано или поздно появляются потенциальные или формальные лидеры, и ничего страшного в данном аспекте нет.

Но, с позиции психологов, лидерство способствует разрушению коллектива, его дезадаптации. Появление лидера оказывает негативное отношение к нему других участников коллектива, появляются конфликтные ситуации, что ведет в конечном итоге к разрушению творческой атмосферы коллектива и дальнейшей его гибели. Нарушается единство группы, вследствие чего каждый участник пытается все делать сам - это отрицательная сторона.

Педагог или руководитель данного коллектива прибегает к таким методам, как возвышение успехов других и унижение достижений конкретного лидера.

Появление лидера также может рассматриваться и как стимул к наиболее активной деятельности коллектива, его творческому и профессиональному росту; когда остальные участники коллектива пытаются достигать таких же успехов, что и их лидер.

Данная ситуация будет оценена положительно, если лидер пытается не обособляться от группы, а вместе с ней достигать своих успехов. Позиция остальных участников по отношению к его лидерству будет всегда воспринята положительно, если он не смотрит с высока на их недостатки, провалы, неудачи, а пытается им помочь, в какой-то степени гордясь своим умением.

Педагог в любом случае не должен резко реагировать на появление формальных и потенциальных лидеров. Что часто приводит в еще большей дезадаптации атмосферы коллектива. Он должен находиться на нейтральной позиции, но это не значит, все пустить на самотек.

Лишь применение современных методик позволит руководителю художественного коллектива найти наиболее приемлемые способы разрушения конфликтной ситуации, или не позволит появлению в коллективе резко выросших лидеров, что спасет коллектив от распада.

Если рассматривать проблему лидерства обособленно от коллектива, то можно сказать, что лидер сам по себе одинок, у него нет поддержки в коллективе, а значит, любая маленькая неудача приведет его либо к агрессии, либо к пассивному отношению к своим достижениям и в итоге к разрушению личности.

Понятие интереса в педагогике. Теоретические подходы к пониманию интереса и его роли в обучении
Проблема интереса очень широко исследуется в современной психолого-педагогической литературе, но, несмотря на это, он остается одной из не до конца изученных категорий. Так, например, до сих пор не существует единого определения этого понятия, разделяемого всеми исследователями. Сложность феномена ...

Анализ психолого-педагогической литературы
Период с 2 до 3 лет характеризуется интенсивностью физического и психического развития ребенка. При правильно организованной жизнедеятельности ребенка активно происходит развитие движений (И.А. Скворцов 1995; Ф.А. Богомолова, Ю.Ф. Кутафин 1998; Л.Н. Павлова 2000; Б. Спок, 2001; П. Спенсер 2002). Ро ...

Эволюция системы школьного исторического образования в Российской федерации
Основные изменения российской системы школьного исторического образования, её сложная трансформация от “советской” к “постсоветской” модели произошли в 1990-е гг. и по времени совпали с процессом становления новой российской государственности. Но и в начале XXI в. многие проблемы ещё ждут своего ре ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru