Известно, что коллектив влияет на личность. Это может быть как пложительное влияние, так и отрицательное влияние. Рассмотрим факторы каждого из них, так как они имеют большое значение для правильной организации референтных взаимоотношений в творческом коллективе.
Положительное влияние группы на личность.
1. В группе человек встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культуры.
2. Отношения между людьми, складывающиеся в группе, являются средством передачи личности, включенной в их систему, социальных норм и ценностных ориентаций, о есть обеспечивают адаптацию личности к реалиям жизнедеятельности.
3. Группа является таким местом, где личность отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки.
4. От участников группы личность получает информацию, позволяющую ей адекватно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять свою самость.
5. Группа снабжает личность системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для ее развития.
Отрицательное влияние группы на личность
1. Межличностные отношения в группе могут заключать в себе не только позитивные, но и негативные ценности, нормы, образцы поведения.
2. Группа может уступать в творчестве особо одаренным личностям. Коллективное творческое решение, если оно принимается "большинством голосов" нередко оказывается более низкого качества, чем решение особо одаренной личности, входящей в группу. Как следствие, такие личности, находясь под сильным психологическим давлением большинтва, подавляются в свое творческом развитии.
Для того чтобы воздействие творческого коллетива на личность было благоприятным, необходим положительный психологичекий климат, который проявляется в общем эмоциональном отношении воспитанников к происходящему, в активности ребят, готовности к творческой деятельности.
Взаимное доверие – одно из наиболее важных социально – психологических проявлений референтных личных взаимоотношений в группе. Если доверия нет, ребята относятся друг к другу отчужденно или равнодушно, а если это так, то говорить о достижении творческой цели невозможно.
Чтобы создать в объединении референтные межличностные отношения, нельзя проявлять чрезмерную заботу о них в ущерб деловым – необходимо добиться их гармоничного взаиморазвития, ибо трудовая деятельность и общение взаимосвязанны: структура общения зависит от содержания и организации труда. При этом неблагоприятно сложившиееся общение сводит на нет многие начинания.
Психологически любое творческое объединение развивается в деятельности, которая определяет его основные характеристики, результаты творческих усилий, воспитательные возможности. Влияние социально значимой работы на развитие коллектива зависит от того, наколько продуманы формы ее организации. Она, как уже отмечалось, должна строится на основе ответственной зависимости, то есть обеспечивать зависимость общего результата от труда каждого.
Приступая к формированию коллектива, педагог должен четко представлять, чем конкретно группа под его руководством будет заниматься. Для нормального развития объединения необходимо достаточное количество сплачивающих совместных дел, а также насыщенность деятельности творческой активностью.
Проблемы воспитания и развития личности в творческих коллективах настолько актуальны, что их изучению посвящены не только методические труды в сфере культурно-досуговой деятельности, но также в психологии и педагогике.
Многие зарубежные и отечественные специалисты занимались вопросами данной темы, по крупицам собирая то необходимое, что в настоящее время позволяет изучать индивидуальные особенности развития личности.
Существующие проблемы воспитания и развития личности в художественных коллективах настолько многочисленны, что следует выделить лишь те, которые были отражены в данной курсовой работе:
- проблема индивидуально-психологических особенностей личности;
- проблема соотношения эстетического восприятия и художественного развития личности;
- проблема лидерства и др.
Решение данных проблем позволит руководителям художественных коллективов добиваться высоких результатов, развивая в каждом участнике коллектива эстетическое мировоззрение и гуманное отношение к действительности.
Экспериментальное изучение развития наглядно-образного мышления
детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования из бумаги в современном
ДОУ
Цель педагогического эксперимента: изучение развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования из бумаги (оригами). Задачи: 1. Провести диагностическое исследование уровня развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста, на ...
Формирование самоконтроля
учащихся лесомеханического техникума на уроках производственного обучения
Целью второго этапа экспериментального исследования являлось формирование самоконтроля учащихся на уроках при изучении предмета «Слесарное дело» в учебных мастерских. Соответственно мы ставили следующие задачи: 1. На основе анализа педагогической и методической литературы разработать конспекты урок ...
Цели и задачи элективных курсов
Новым вариантом образовательного стандарта для общеобразовательной школы не предусмотрено обязательное изучение образовательной области «Технология» на старшей ступени. Иными словами, на базовом уровне для этой образовательной области стандарт не разрабатывается. Действительно, трудно представить с ...