Содержание технологического образования школьников

Развитие образования » Изучение методики преподавания технического творчества » Содержание технологического образования школьников

Страница 1

Программа учебного предмета - один из основных учебно-программных документов, определяющих содержание обучения учащихся. Перечень формируемых при изучении учебного предмета знаний и умений конкретизирован в ней в виде понятий, суждений, законов, гипотез, фактов, которые вместе взятые составляют ее категориальный строй. Таким образом, в программе содержание обучения выступает в обобщенном, систематизированном виде. Это определяет важность и особую значимость изучения и анализа программы предмета.

Учебная программа является основным документом, которым руководствуется учитель, определяя объем знаний и умений, подлежащих усвоению учащимися на данном занятии, подбирая объекты деятельности учащихся и т.д. Поэтому учитель обязан всегда представлять себе не только в целом, о чем идет речь в программе, но и четко просматривать дидактическую связь между отдельными ее частями (темами программы). Необходимо опереться на полученные учащимися знания и умения и помнить о том, что изучаемый материал должен послужить базой для усвоения нового материала в последующие периоды обучения, для проектной творческой деятельности учащихся.

Программа учебного предмета должна быть гибкой, динамичной и учитывать в своем содержании достижения науки, техники и технологии, Она должна допускать возможность отражения особенностей преподавания в школе и методических установок самого учителя. В связи с этим, учителю предоставлена возможность дополнять программу современными разработками в конкретных областях знаний, устранять из нее устаревший материал, переставлять темы местами и перераспределять время на их изучение.

Реализация указанных задач на высоком научно-методическом уровне возможна только в том случае, если принимаемые учителем решения будут основываться на принципах разработки программ. В первую очередь к ним относятся дидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности обучения. Однако знание к одних принципов для решения задач отбора и систематизации материала программы учителю недостаточно. Ему необходимо знание направлений (критериев), по которым эти принципы реализуются в программах и методов анализа учебных программ на соответствие их дидактическим принципам, и, кроме того, умение использовать указанные знания при изучении и анализе конкретной программы.

Знакомство с программой «Технология» начинается с объяснительной записки, в которой освещаются цели и задачи технологической подготовки учащихся, раскрываются основные идеи, которые заложены в ее содержании. Затем определяют место выбранного для анализа раздела в структуре технологического образования школьников (в каком классе изучается, какой процент времени отводится на изучение раздела, предназначен для мальчиков или для девочек, какие основные технологические понятия уже изучены к моменту изучения раздела и т.д.). Далее учитель знакомится с пояснительной запиской выбранного раздела, тщательно изучает ее, выделяет ее основные положения, цели и задачи обучения учащихся.

На следующем этапе анализируется тематический план и перечни основных понятий, фактов, явлений и т.п. категорий, составляющих основные знания и умения учащихся по разделу. В заключение анализа даются методические рекомендации по качественному осуществлению учебного процесса, вносятся комментарии, рекомендации по его усовершенствованию.

Таким образом, можно предложить следующий порядок (план) анализа выбранного раздела программы «Технология»:

общие сведения о программе (название раздела, количество часов на изучение, автор, где и когда разработана и т.д.);

цели и задачи изучения данного раздела;

связь целей изучения данного раздела с целями и задачами технологической подготовки учащихся. Место раздела в структуре технологического образования учащихся;

тематический план изучения раздела (какие темы и в каком количестве часов предполагается изучать);

анализ реализации дидактических принципов в содержании программы с указанием критериев анализа и примеров по каждому выделенному критерию (Приложение 2);

методическая характеристика учебного материала раздела. Информационная обеспеченность программы учебниками и учебными пособиями для учащихся;

межпредметные и внутрипредметные связи данного раздела;

возможности реализации воспитательного компонента технологической подготовки школьников на примере содержания выбранного раздела;

возможности реализации развивающего компонента технологической подготовки школьников на примере содержания выбранного раздела;

содержание практических работ учащихся, их характеристка, перечень объектов технологической деятельности учащихся;

11.характеристика форм и методов изучения данного учебного материала, рекомендуемых к использованию;

методические рекомендации по контролю качества знаний учащихся в данной технологической области;

Страницы: 1 2 3 4 5

Возрастные особенности волевых проявлений у детей младшего школьного возраста
Воля воспитывается в условиях реальной жизни человека, и начинается этот процесс с момента нашего рождения. Как известно, воля проявляется в умении совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние или внутренние препятствия. В младшем школьном возрасте в волевых поступках большую роль игра ...

Контрольный эксперимент
После реализации коррекционно-развивающей программы были проведены те же диагностические методики, в тех же условиях, что и на этапе констатирующего эксперимента. Данные по методике «Лесенка» после программы. В гистограмме показано, что самооценка у детей выросла, а это говорит о том, что дети стал ...

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Существует более 300 определений понятия "здоровье&qu ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru