Психолого-педагогические предпосылки подготовки учащихся старшего школьного возраста к исследовательской деятельности

Развитие образования » Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся учебных заведений в образовательном пространстве » Психолого-педагогические предпосылки подготовки учащихся старшего школьного возраста к исследовательской деятельности

Страница 3

Согласно теории Ж. Пиаже, особенностью когнитивного развития старшеклассника является развитие мышления на уровне формальных операций. «Юноша – это индивид, который рассуждает, не связывая себя с настоящим, и строит теории, чувствуя себя легко во всех областях, в частности в вопросах, не относящихся к актуальному моменту» [Пиаже 2004: 205]. Мышление старшеклассника на уровне формальных операций требует способности формулировать, проверять и оценивать гипотезы, то есть оно потенциально готово к научному познанию окружающего мира и себя в этом мире.

Интеллектуальный потенциал в старшем подростковом возрасте уже аналогичен интеллекту взрослого человека, принципиальное отличие мышления старшеклассника от взрослого заключается лишь в том, что у первого меньше жизненного и интеллектуального опыта. Освоение исследовательского принципа познания действительности может стать одним из путей вхождения старшеклассника в пространство культуры.

Рассматривая педагогические условия эффективного вхождения старшеклассника в мир научного исследования, необходимо выделить как одно из важнейших ориентацию системы школьного образования в России на развитие личности учащегося, его способностей, задатков и интересов.

Если раньше задачей средней общеобразовательной школы было вооружить учащегося знаниями, сформировать у него определенные умения и навыки, то целью современной школы является выявление и развитие творческих способностей каждого ребенка, формирование личности, способной к самоопределению и самосовершенствованию.

И здесь большая роль отводится системе организации поисковой исследовательской деятельности учащегося как инструмента формирования творческого мышления и, как следствие, – креативной личности.

Другой важной предпосылкой подготовки старшеклассников к исследовательской деятельности является организация во многих общеобразовательных учреждениях так называемых научных обществ учащихся (НОУ), главная задача которых – способствовать развитию интеллекта учащихся в процессе организации их самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей [Дереклеева 2001: 4]. НОУ создает условия для участия школьников в научных экспериментах и исследованиях, оно учит их общению со сверстниками и единомышленниками, развивает у учеников познавательный интерес и дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке. Курирование НОУ должен осуществлять опытный педагог, хорошо разбирающийся в вопросах методологии научного исследования и умеющий организовать исследовательскую деятельность учащихся.

Эффективной исследовательской деятельности старшеклассника способствует создание на уроках ситуаций успеха, когда ученик видит реальные плоды своего труда, полученные в результате проведенного исследования или эксперимента, и это вдохновляет его на новый поиск истины.

Необходимо постоянно поддерживать интерес учащихся к исследовательской деятельности. Для этого необходима эффективная работа по формированию у школьников мотивации к исследовательской деятельности Поддержание и развитие познавательного интереса учащихся реализуется в процессе:

– участия старшеклассников в олимпиадах, конкурсах, конференциях;

занятия учащихся в специальных кружках, секциях;

проведения научно-практических конференций с публикацией работ;

организации встреч школьников с учеными, преподавателями вузов, представителями различных профессий;

использования нетрадиционных методов обучения;

варьирования педагогических технологий;

качественный анализ содержания урока;

осуществление связи теории с практикой и др.

Важным условием организации исследовательской деятельности учащихся является сформированность опыта научно-исследовательской деятельности у их учителей. Невозможно передать опыт той деятельности, которую не освоил сам. Потребность в формировании умений и навыков профессионально-исследовательской деятельности привела к тому, что школьные работники вынуждены сегодня прибегать к освоению научных методов и методик, ранее адресованных аспирантам и соискателям, занимающимся диссертационными исследованиями, а школьные учителя нуждаются в навыках проведения эмпирического исследования, которое обладает определенной спецификой.

Страницы: 1 2 3 4

Выявление уровня самоконтроля учащихся на уроках производственного обучения
Экспериментальное исследование по выявлению влияния планирования и самоконтроля учащихся на качество профессиональной подготовки проводилось при изучении предмета «Слесарное дело» на базе Череповецкого лесомеханического техникума им. В.П. Чкалова. Характеристика образовательного учреждения приведен ...

Представление о поле
Пол – это комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину или женщину. Половые различия: 1. Достоверные: мужчины более агрессивны и более успешны в математике и зрительно-пространственных операциях, а у женщин выше языковые способности. 2. ...

Выбор и обоснование психолого – педагогической системы требований к профессиональной подготовке будущих специалистов
Специалист сегодня - это человек с широкими общими и специальными знаниями, способный быстро реагировать на изменения в технике и науке, соответствующие требованиям новых технологий, которые неизбежно будут внедряться; ему нужны базовые знания, проблемное, аналитическое мышление, социально-психолог ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru