Психолого-педагогические предпосылки подготовки учащихся старшего школьного возраста к исследовательской деятельности

Развитие образования » Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся учебных заведений в образовательном пространстве » Психолого-педагогические предпосылки подготовки учащихся старшего школьного возраста к исследовательской деятельности

Страница 3

Согласно теории Ж. Пиаже, особенностью когнитивного развития старшеклассника является развитие мышления на уровне формальных операций. «Юноша – это индивид, который рассуждает, не связывая себя с настоящим, и строит теории, чувствуя себя легко во всех областях, в частности в вопросах, не относящихся к актуальному моменту» [Пиаже 2004: 205]. Мышление старшеклассника на уровне формальных операций требует способности формулировать, проверять и оценивать гипотезы, то есть оно потенциально готово к научному познанию окружающего мира и себя в этом мире.

Интеллектуальный потенциал в старшем подростковом возрасте уже аналогичен интеллекту взрослого человека, принципиальное отличие мышления старшеклассника от взрослого заключается лишь в том, что у первого меньше жизненного и интеллектуального опыта. Освоение исследовательского принципа познания действительности может стать одним из путей вхождения старшеклассника в пространство культуры.

Рассматривая педагогические условия эффективного вхождения старшеклассника в мир научного исследования, необходимо выделить как одно из важнейших ориентацию системы школьного образования в России на развитие личности учащегося, его способностей, задатков и интересов.

Если раньше задачей средней общеобразовательной школы было вооружить учащегося знаниями, сформировать у него определенные умения и навыки, то целью современной школы является выявление и развитие творческих способностей каждого ребенка, формирование личности, способной к самоопределению и самосовершенствованию.

И здесь большая роль отводится системе организации поисковой исследовательской деятельности учащегося как инструмента формирования творческого мышления и, как следствие, – креативной личности.

Другой важной предпосылкой подготовки старшеклассников к исследовательской деятельности является организация во многих общеобразовательных учреждениях так называемых научных обществ учащихся (НОУ), главная задача которых – способствовать развитию интеллекта учащихся в процессе организации их самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей [Дереклеева 2001: 4]. НОУ создает условия для участия школьников в научных экспериментах и исследованиях, оно учит их общению со сверстниками и единомышленниками, развивает у учеников познавательный интерес и дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке. Курирование НОУ должен осуществлять опытный педагог, хорошо разбирающийся в вопросах методологии научного исследования и умеющий организовать исследовательскую деятельность учащихся.

Эффективной исследовательской деятельности старшеклассника способствует создание на уроках ситуаций успеха, когда ученик видит реальные плоды своего труда, полученные в результате проведенного исследования или эксперимента, и это вдохновляет его на новый поиск истины.

Необходимо постоянно поддерживать интерес учащихся к исследовательской деятельности. Для этого необходима эффективная работа по формированию у школьников мотивации к исследовательской деятельности Поддержание и развитие познавательного интереса учащихся реализуется в процессе:

– участия старшеклассников в олимпиадах, конкурсах, конференциях;

занятия учащихся в специальных кружках, секциях;

проведения научно-практических конференций с публикацией работ;

организации встреч школьников с учеными, преподавателями вузов, представителями различных профессий;

использования нетрадиционных методов обучения;

варьирования педагогических технологий;

качественный анализ содержания урока;

осуществление связи теории с практикой и др.

Важным условием организации исследовательской деятельности учащихся является сформированность опыта научно-исследовательской деятельности у их учителей. Невозможно передать опыт той деятельности, которую не освоил сам. Потребность в формировании умений и навыков профессионально-исследовательской деятельности привела к тому, что школьные работники вынуждены сегодня прибегать к освоению научных методов и методик, ранее адресованных аспирантам и соискателям, занимающимся диссертационными исследованиями, а школьные учителя нуждаются в навыках проведения эмпирического исследования, которое обладает определенной спецификой.

Страницы: 1 2 3 4

Формы тестовых заданий
В современной тестологии (Аванесов В.С., Челышкова М.Б., Майоров А.Н. и др.) различают 4 типа заданий в тестовой форме: задания на выбор одного или нескольких правильных ответов, задания в открытой форме или на дополнение, задания на установление правильной последовательности и задания на установле ...

Методические разработки с элементами здоровьесбережения по теме "витамины"
Цель урока: сформировать представление о витаминах и их роли в организме человека, дать понятие о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе и мерах профилактики, развивать интеллектуальные, креативные и коммуникативные способности учащихся, способствовать гигиеническому воспитанию школьников. Об ...

Модель интегративного подхода в комплексной подготовке военных специалистов в условиях гражданского морского вуза
Интеграция гражданского и военного профессионального образования вызвана современными потребностями общества в соответствии с социально-политическим и экономическим развитием государства. Повышение качества подготовки будущих военных специалистов в условиях гражданского вуза – одна из немаловажных ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru