Психолого-педагогические предпосылки подготовки учащихся старшего школьного возраста к исследовательской деятельности

Развитие образования » Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся учебных заведений в образовательном пространстве » Психолого-педагогические предпосылки подготовки учащихся старшего школьного возраста к исследовательской деятельности

Страница 3

Согласно теории Ж. Пиаже, особенностью когнитивного развития старшеклассника является развитие мышления на уровне формальных операций. «Юноша – это индивид, который рассуждает, не связывая себя с настоящим, и строит теории, чувствуя себя легко во всех областях, в частности в вопросах, не относящихся к актуальному моменту» [Пиаже 2004: 205]. Мышление старшеклассника на уровне формальных операций требует способности формулировать, проверять и оценивать гипотезы, то есть оно потенциально готово к научному познанию окружающего мира и себя в этом мире.

Интеллектуальный потенциал в старшем подростковом возрасте уже аналогичен интеллекту взрослого человека, принципиальное отличие мышления старшеклассника от взрослого заключается лишь в том, что у первого меньше жизненного и интеллектуального опыта. Освоение исследовательского принципа познания действительности может стать одним из путей вхождения старшеклассника в пространство культуры.

Рассматривая педагогические условия эффективного вхождения старшеклассника в мир научного исследования, необходимо выделить как одно из важнейших ориентацию системы школьного образования в России на развитие личности учащегося, его способностей, задатков и интересов.

Если раньше задачей средней общеобразовательной школы было вооружить учащегося знаниями, сформировать у него определенные умения и навыки, то целью современной школы является выявление и развитие творческих способностей каждого ребенка, формирование личности, способной к самоопределению и самосовершенствованию.

И здесь большая роль отводится системе организации поисковой исследовательской деятельности учащегося как инструмента формирования творческого мышления и, как следствие, – креативной личности.

Другой важной предпосылкой подготовки старшеклассников к исследовательской деятельности является организация во многих общеобразовательных учреждениях так называемых научных обществ учащихся (НОУ), главная задача которых – способствовать развитию интеллекта учащихся в процессе организации их самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей [Дереклеева 2001: 4]. НОУ создает условия для участия школьников в научных экспериментах и исследованиях, оно учит их общению со сверстниками и единомышленниками, развивает у учеников познавательный интерес и дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке. Курирование НОУ должен осуществлять опытный педагог, хорошо разбирающийся в вопросах методологии научного исследования и умеющий организовать исследовательскую деятельность учащихся.

Эффективной исследовательской деятельности старшеклассника способствует создание на уроках ситуаций успеха, когда ученик видит реальные плоды своего труда, полученные в результате проведенного исследования или эксперимента, и это вдохновляет его на новый поиск истины.

Необходимо постоянно поддерживать интерес учащихся к исследовательской деятельности. Для этого необходима эффективная работа по формированию у школьников мотивации к исследовательской деятельности Поддержание и развитие познавательного интереса учащихся реализуется в процессе:

– участия старшеклассников в олимпиадах, конкурсах, конференциях;

занятия учащихся в специальных кружках, секциях;

проведения научно-практических конференций с публикацией работ;

организации встреч школьников с учеными, преподавателями вузов, представителями различных профессий;

использования нетрадиционных методов обучения;

варьирования педагогических технологий;

качественный анализ содержания урока;

осуществление связи теории с практикой и др.

Важным условием организации исследовательской деятельности учащихся является сформированность опыта научно-исследовательской деятельности у их учителей. Невозможно передать опыт той деятельности, которую не освоил сам. Потребность в формировании умений и навыков профессионально-исследовательской деятельности привела к тому, что школьные работники вынуждены сегодня прибегать к освоению научных методов и методик, ранее адресованных аспирантам и соискателям, занимающимся диссертационными исследованиями, а школьные учителя нуждаются в навыках проведения эмпирического исследования, которое обладает определенной спецификой.

Страницы: 1 2 3 4

Работа над правильностью и беглостью чтения
Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. Однако учитель должен знать специальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости. Здесь имеют место два направления: 1) использование с ...

Сущность воспитания и его особенности
Определить сущность предмета - значит найти и обо­значить, что есть этот предмет среди ряда других, что от­личает его от множества других и какой признак делает этот предмет тем, что он есть. А так как любой предмет принадлежит од­новременно разным группам, то, следовательно, необхо­димо предварите ...

Задачи полового воспитания
Воспитание убеждения, что в сфере наиболее интимных отношений с представителями другого пола человек не является независимым от общества, что невозможно полностью разделить отношения между представителями мужского и женского пола на «личные» и «общественные»; воспитание чувства социальной ответстве ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru