Особенности и развитие предметной деятельности детей с нарушениями речи

Развитие образования » Особенности развития предметной деятельности детей с речевыми нарушениями » Особенности и развитие предметной деятельности детей с нарушениями речи

Страница 1

предметный нарушение речь ребенок

Ребенок с нарушениями речевого развития проходит те же стадии развития предметной деятельности, что и нормально развивающийся ребёнок. Однако у детей с нарушениями речи предметная деятельность имеет свои особенности.

Исследователи выделяют следующие особенности предметной деятельности у детей с нарушениями речи:

1. Дети приступают к выполнению предметных или предметно-игровых действий без предварительного оценивания условий их выполнения. Например, ребенок берет большую куклу и пытается прокатить ее в маленькой коляске. Он осуществляет множество попыток усадить куклу в коляску, предварительно не проанализировав ситуацию: кукла и коляска не подходят друг другу по величине.

2. У детей раннего возраста предметные и предметно-игровые действия сосуществуют с неадекватными действиями, т.е. ребенок со знакомыми предметами и игрушками действует правильно, с незнакомыми – манипулирует.

3. Отмечается склонность к стереотипным предметно-игровым действиям. Например, с машиной ребенок выполняет одно и то же игровое действие – прокатывание машины по поверхности стола.

4. Речевое сопровождение предметных действий крайне обеднено, неэмоционально.

Своеобразие предметной деятельности непосредственно отражается на развитии игровой деятельности дошкольников. Она тоже будет характеризоваться рядом особенностей:

1. Действия с игрушками не всегда ориентируются на свойства и назначение этих игрушек. Например, дети перекладывают куклу с места на место, кладут машину в коляску и т.д.

2. Отсутствие замысла игры, бедность, стереотипность, формальность игровых действий. Например, повторение в игре одного и того же действия или сочетания действий: ребенок моет кукле руки, потом кормит куклу, потом опять моет руки и кормит и т.д.

3. Несформированность целевого компонента игры. Игровое действие выполняется ради самого действия, без значимой конкретной цели в игре. Например, ребенок перевозит на машине кубики, не ставя цель игры – «отвезти кирпичи на стройку».

4. Снижена потребность в игре, дети малоактивны, начинают игру по инициативе взрослого.

5. Неустойчив интерес к игре и к игрушкам. Не отмечается глубокого погружения в игру, случайные раздражители могут привести к прекращению игры. Например, проехавшая мимо группового участка машина отвлекла детей от игры, и игра распалась.

6. Нечеткое и неточное выполнение некоторых игровых действий из-за нарушений мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

7. Бедность игровых сюжетов. У ребенка ограничен жизненный опыт в силу особенностей его развития, недостаточен объем знаний и представлений о предметах окружающего мира, а главным образом, об отношениях людей в процессе их деятельности. Поэтому ребенок не может полноценно развить сюжет игры.

8. Недостаточность эмоциональных реакций по ходу игры. Дети однообразно проявляют эмоции, редко передают удивление, одобрение, испуг и др.

9. Нарушения логической последовательности в цепочке действий. Например, при укладывании куклы спать забывают о том, что куклу следует сначала раздеть.

10. Игровые действия излишне детализированы, длительное время продолжают носить развернутый характер, не замещаются словом или символическим жестом. Например, кормление куклы не ограничивается несколькими движениями в сочетании со словом «поела», а продолжается в течение нескольких минут.

Страницы: 1 2 3 4 5

Возрастные особенности старшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте выделяется 2 формы внеситуативного общения – познавательная и личностная. [41 с-10] В первой половине дошкольного возраста (3–5 лет) появляется познавательная форма внеситуативного общения ребенка со взрослым. Он начинает задавать взрослому многочисленные вопросы. Поэтому дете ...

Особенности межличностных отношений старших дошкольников
Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и ва ...

Формирование связной монологической речи у детей с речевыми нарушениями
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточног ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru