Критерии отбора старшеклассников для подготовки к исследовательской деятельности во внеклассной учебной работе

Развитие образования » Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся учебных заведений в образовательном пространстве » Критерии отбора старшеклассников для подготовки к исследовательской деятельности во внеклассной учебной работе

Страница 3

Гибкость мышления. Человек с такой способностью легко усваивает новые подходы. Этот показатель творческого мышления распадается на два, более специфических: – спонтанная гибкость: способность выдавать несколько идей, имеющих прикладное значение. Это качество выявляется в заданиях указать, скажем, как можно больше способов использования обиходного предмета, например, кирпича; некоторые «быстрые» умы, для которых не представляет затруднений переход от одного класса явлений к другому, иными словами, демонстрирующие способность к преодолению функциональной фиксированности, ответят, что кирпич можно также использовать как упор двери, метательный снаряд, а если растолочь – как красный порошок, и т.д.; – адаптивная гибкость: способность выходить за рамки, преодолевать инерционность мышления, подниматься на более высокий уровень анализа условий задачи и находить решение; например, испытуемый должен, проведя как можно меньше линий, получить максимально возможное число квадратов; решение заключается в том, что квадраты не обязательно одинаковы.

Оригинальность. У человека возникают неординарные, нетривиальные идеи. Примером может служить отдаленное ассоциирование, когда человек проводит аналогии, сближает элементы, далеко отстоящие друг от друга по смыслу (в логическом плане) или в пространственно-временном отношении.

Зоркость, «нюх» на проблемы. Человеку дано определять «узкие» места, в более крупном масштабе – что сдерживает поступательное развитие общества, объективно оценивать, насколько успешной оказалась избранная стратегия.

Находчивость, реактивность ума, остроумие. Эти качества несколько труднее оценить объективно, чем прочие, однако значительного разброса экспертных оценок, как правило, не наблюдается. В быту в подобных случаях мы говорим о способности «разить не в бровь, а в глаз», давая таким людям не слишком лестную характеристику – «записной остряк». Это тоже одна из граней ума, которому в большей степени присущи житейская наблюдательность, парадоксальность мышления, а не глубина и мощь интеллектуальной способности.

Переформулирование, введение в новый «формат»* – отказ от старых схем, привычных способов, когда хорошо знакомое превращается в хорошо известное.

* Данный параметр творческого мышления перекликается со спонтанной гибкостью (изобретательностью). В его основе тот же прием отстранения (широко применявшийся и в литературоведении, например, В.Б. Шкловским), составляющий сущность так называемого синтетического метода (синектики), когда незнакомое делается знакомым, а привычное – чуждым.

Например, на вопрос: «Какие из приводимого ряда предметов лучше всего использовать для изготовления иголки (карандаш, редиска, туфля, рыба, гвоздика)?» – дается ответ: рыба (можно использовать кости).

Способность к достраиванию, восполнению на основе некой стимулирующей информации, когда человек легко восстанавливает недостающие звенья, детали, при условии, что ему известен общий принцип, идея или замысел. Например, человек восстанавливает алгоритм решения задачи, которая формулируется предельно обобщенно, или по двум линиям достраивает более сложную фигуру.

Страницы: 1 2 3 4

Примерный дидактический материал по автоматизации и дифференциации свистящих звуков
Автоматизация звука. Воспитатель рисует в тетради ребенка картинки, в названиях которых звук с находится в определенной позиции: в начале слова: сани, совы, солома, сад, сын, сом, суп, сук, сапоги, салют, самокат, сабля, судно, стакан, скала, солонка, стул, скамейка, стол; в середине: оса, бусы, ус ...

Развитие навыков диалогической и монологической речи на уроках развития речи в школе для слабослышащих учащихся
Обучение диалогу составляет одну из центральных задач развития устной речи (и речи в целом). С одной стороны, овладение лексикой и умениями выражать смысловые отношения является необходимым условием, обеспечивающим возможность развития диалогической речи, а с другой – развитие умения вести диалог с ...

Психологические основы обучения
Важнейшей составляющей целостного педагогического процесса выступает процесс обучения. Под процессом обучения понимается взаимодействие учеников и учителя, в ходе которого осуществляется, прежде всего, образование и вносится существенный вклад в воспитание и развитие личности. Обучение – особый вид ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru