– стремление старшеклассника к поисковой деятельности, желание узнать как можно больше об исследуемом предмете или явлении, чем это дает школа. Даже чувство неудовлетворенности может положительно отразиться на личности старшеклассника, сподвигнуть его на творческую активность;
– терпеливость (настойчивость). Данное качество способствует достижению поставленной цели, несмотря на возникающие время от времени трудности;
– готовность отстаивать свои убеждения обуславливает четкую линию поведения юного исследователя, остающегося верным своим принципам;
– творческое воображение как способность представить себе конечный продукт своей исследовательской деятельности или же ее отдельные компоненты. Оно связано с развитием творческого мышления. При диагностике творческого воображения и креативности вообще используются специальные методики, игры и упражнения, задачи на развитие воображения, упражнения на применение воображения в различных ситуациях;
– самокритичность – очень важное свойство характера юного исследователя, позволяющее ему не останавливаться на достигнутом, постоянно открывая себе все новые и новые горизонты;
– дивергентное мышление, предполагающее умение находить несколько вариантов решения проблемы, что говорит о гибкости ума и способности рассматривать проблемы с разных сторон, т.е. обеспечивая их большей (в том числе и более объективной) информацией;
– способность разрабатывать гипотезу научного исследования-то есть видеть проблему и находить способ ее решения;
– отношение к участию в научно-исследовательских конференциях как к средству достижения научных целей. Многие старшеклассники выступают на этих конференциях либо по «принуждению», либо для того, чтобы получить хорошую отметку, «вырасти» в глазах учителя, развивая псевдоисследовательскую деятельность;
– творческий оптимизм-то есть ориентация на успех, позитивный настрой – умение видеть положительный результат деятельности, когда, несмотря на возникающие неудачи, старшеклассник продолжает трудиться, пытается достичь своей цели, воспринимая преодоление неудачи как значительный шаг вперед к цели;
– динамика развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, определяемая в ходе диагностики, проводимой в рамках специального исследования;
– креативность, в том числе и в отношении мышления. Общественная ценность и значимость творческого мышления неоспорима. В силу этого люди, мыслящие нестандартно, творчески подходящие к решению проблем, как правило, оказываются более интересными не только в труде, но и в общении.
Признаками креативности личности или «творческой направленности ума» по мнению американского психолога Дж. Гилфорда [Алдер 2004: 124–130] являются такие качества, как:
Беглость мышления. Мышление человека, наделенного такой способностью, протекает без видимых усилий. Эту способность можно категоризироватъ следующим образом: – беглость на уровне изолированного слова, когда человек легко отыскивает слова, содержащие ту или иную букву или сочетания букв; – беглость ассоциирования: человек с легкостью подбирает синонимы к заданному слову; – беглость речи: человек пишет гладкими, отшлифованными фразами в рамках заданной темы; – идеомоторная беглость: самопроизвольное продуцирование идей, решений; например, требуется назвать предметы, которые одновременно обладают признаками твердости, белизны и съедобности, или подбирается такой заголовок, который наилучшим образом выражает суть текста.
Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия Одним из важнейших резервов повышения эффективности высшего образования является оптимизация самостоятельной работы студентов, которая ...
Методика проведения формирующего эксперимента
Для проведения обучающего эксперимента была взята экспериментальная группа старших дошкольников с задержкой психического развития в возрасте от 6 до 7 лет, ДОУ Компенсирующего вида № 5 в городе Усолье-Сибирское. Занятия проводились на основе принципов систематичности, последовательности, индивидуал ...
Психологические требования сферы деятельности к человеку
Психологические требования к профессии юрист. -умение поставить себя на место клиента (юрист не должен, безразлично относится к той или иной проблеме) -эмпатия (умение сочувствовать) -хорошее настроение, самочувствие в процессе работы с людьми, если юрист чувствует недомогание, то он не сможет помо ...