Критерии отбора старшеклассников для подготовки к исследовательской деятельности во внеклассной учебной работе

Развитие образования » Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся учебных заведений в образовательном пространстве » Критерии отбора старшеклассников для подготовки к исследовательской деятельности во внеклассной учебной работе

Страница 2

– стремление старшеклассника к поисковой деятельности, желание узнать как можно больше об исследуемом предмете или явлении, чем это дает школа. Даже чувство неудовлетворенности может положительно отразиться на личности старшеклассника, сподвигнуть его на творческую активность;

– терпеливость (настойчивость). Данное качество способствует достижению поставленной цели, несмотря на возникающие время от времени трудности;

– готовность отстаивать свои убеждения обуславливает четкую линию поведения юного исследователя, остающегося верным своим принципам;

– творческое воображение как способность представить себе конечный продукт своей исследовательской деятельности или же ее отдельные компоненты. Оно связано с развитием творческого мышления. При диагностике творческого воображения и креативности вообще используются специальные методики, игры и упражнения, задачи на развитие воображения, упражнения на применение воображения в различных ситуациях;

– самокритичность – очень важное свойство характера юного исследователя, позволяющее ему не останавливаться на достигнутом, постоянно открывая себе все новые и новые горизонты;

– дивергентное мышление, предполагающее умение находить несколько вариантов решения проблемы, что говорит о гибкости ума и способности рассматривать проблемы с разных сторон, т.е. обеспечивая их большей (в том числе и более объективной) информацией;

– способность разрабатывать гипотезу научного исследования-то есть видеть проблему и находить способ ее решения;

– отношение к участию в научно-исследовательских конференциях как к средству достижения научных целей. Многие старшеклассники выступают на этих конференциях либо по «принуждению», либо для того, чтобы получить хорошую отметку, «вырасти» в глазах учителя, развивая псевдоисследовательскую деятельность;

– творческий оптимизм-то есть ориентация на успех, позитивный настрой – умение видеть положительный результат деятельности, когда, несмотря на возникающие неудачи, старшеклассник продолжает трудиться, пытается достичь своей цели, воспринимая преодоление неудачи как значительный шаг вперед к цели;

– динамика развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, определяемая в ходе диагностики, проводимой в рамках специального исследования;

– креативность, в том числе и в отношении мышления. Общественная ценность и значимость творческого мышления неоспорима. В силу этого люди, мыслящие нестандартно, творчески подходящие к решению проблем, как правило, оказываются более интересными не только в труде, но и в общении.

Признаками креативности личности или «творческой направленности ума» по мнению американского психолога Дж. Гилфорда [Алдер 2004: 124–130] являются такие качества, как:

Беглость мышления. Мышление человека, наделенного такой способностью, протекает без видимых усилий. Эту способность можно категоризироватъ следующим образом: – беглость на уровне изолированного слова, когда человек легко отыскивает слова, содержащие ту или иную букву или сочетания букв; – беглость ассоциирования: человек с легкостью подбирает синонимы к заданному слову; – беглость речи: человек пишет гладкими, отшлифованными фразами в рамках заданной темы; – идеомоторная беглость: самопроизвольное продуцирование идей, решений; например, требуется назвать предметы, которые одновременно обладают признаками твердости, белизны и съедобности, или подбирается такой заголовок, который наилучшим образом выражает суть текста.

Страницы: 1 2 3 4

Основные аспекты профессионального мастерства специалиста культуры
В последнее время в профессиональной образовательной среде усилилось внимание к оценкам уровня профессиональной квалификации обучающихся и выпускников профессиональных учебных заведений сферы культуры. Это связано с повышением требований к квалификации специалистов со стороны работодателей в связи ...

Методика проведения обобщающих уроков
Обобщающий урок физики - это целостная система, состав и структура компонентов которой отличаются от всех других видов и типов уроков. Во-первых, целью обобщающего урока является обобщение знаний учащихся. На таком уроке элементы знания определенной темы или раздела курса физики должны быть предста ...

Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиоло ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru