Основные тенденции развития алтайской национальной школы в 1946-1958 гг

Развитие образования » Национальные школы Сибири и введение в педагогику. Родной язык в педагогике Сибири » Основные тенденции развития алтайской национальной школы в 1946-1958 гг

Страница 2

Из таблицы видно, что в первое послевоенное десятилетие в Горно – Алтайской автономной области закрылось 30 начальных алтайских школ, десять начальных школ были переведены в категорию семилетних. Четыре средних смешанных школы (Усть – Канская, Шебалинская, Онгудайская и Эликманарская) образовались из семилетних национальных школ. Первая алтайская национальная средняя школа начала функционировать 5 августа 1949 г. в г. Горно – Алтайске на материальной и учебно – методической базе Ойротского национального рабфака.

Вместе с тем в середине 1950 – х гг. в Горном Алтае остро обозначилась проблема обратного порядка – нехватки ученических мест для приема нарастающего числа учащихся послевоенных годов рождения. Полагаем, что данная ситуация возникла из – за отсутствия демографического анализа в перспективном аспекте и учета местными органами власти опыта 1920 – 1930 гг., когда открытие национальных школ ориентировалось не на фактическое количество детей, а на ожидаемый рост числа школьников всех ступеней обучения.

В целом, проявились тенденции развития содержания образования в алтайской национальной школе 1946 – 1958 гг.: проявление инициативы и творчества педагогов в поиске адекватных методических приемов политехнического обучения и воспитания школьников, учет в педагогическом процессе индивидуальных особенностей учащихся, пополнение фонда оригинальной и переводной учебной литературы, повышение образовательного уровня школьников, совершенствование воспитательной работы, расширение и укрепление взаимодействия школы с жизнью. Однако школа этих лет по – прежнему испытывала недостаток в обеспечении программно – методическими материалами и наглядными пособиями, учебным оборудованием для семилетних и средних школ. Снизилось качество знаний учащихся и сохранялось второгодничество, вызванное слабой общеобразовательной подготовкой подростков, прервавших обучение в годы войны.

Наряду с этим в развитии образовательного процесса национальной школы нарастали нежелательные тенденции сокращения бюджета учебного времени на родной (алтайский) язык и литературу, постепенного снижения статуса алтайского языка как языка преподавания, изменения мотивации в изучении родного и русского языков в пользу последнего. Данная ситуация сложилась как следствие прагматического понимания взрослым алтайским населением доминирующих позиций государственного языка в науке, культуре и профессиональном образовании. Закон Верховного Совета СССР "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" от 24 декабря 1958 г. официально подтвердил право родителей самостоятельно выбирать школу и язык обучения своих детей. С этого момента дальнейшее изучение учащимися – алтайцами родного языка осуществлялось не в обязательном порядке, а добровольно, по волеизъявлению их родителей, что в последующие годы привело к частичной, а иногда и полной утрате алтайцами родного языка и к русскоязычию алтайской национальной школы.

Важнейшей проблемой послевоенной школьной системы Горного Алтая явилось повышение уровня квалификации учителей, большинство которых не имели образования даже в объеме семилетней школы. Например, в 1945 – 1946 уч. г. из 266 учителей – алтайцев 160 человек имели начальное образование, 100 – неполное среднее и 6 – среднее образование.

Как показал анализ источников, основными тенденциями профессиональной подготовки педагогов данного периода явились совершенствование образовательного процесса в Горно – Алтайском педагогическом училище, национальном рабфаке, на курсах учителей – предметников, повышение уровня общего и профессионального образования сельских учителей через систему заочного обучения, закрепление достижений методической службы. В 1946 – 1947 уч. г. на заочном отделении педучилища числилось 339 человек.

В национальном рабфаке за 1945 – 1949 гг. получили общеобразовательную подготовку 156 человек, составившие первые ряды студенчества открытого в 1949 г. Горно – Алтайского учительского института. Двухгодичное обучение в этом институте давало его выпускникам неоконченное высшее образование и право работать в семилетних школах области. Первый выпуск института состоялся весной 1951 г. в составе 115 человек – учителей родного (алтайского) и русского языков, литературы, физики и математики, естествознания и географии. За три года институт подготовил 356 специалистов, в том числе 49 учителей – алтайцев.

Страницы: 1 2 3

Понятие творческой деятельности, пути и способы реализации творческой деятельности
В данном параграфе рассмотрены вопросы, связанные с определением понятия творческая деятельность, путями и способами ее реализации. Проведен анализ научной и педагогической литературы по вопросам учета в процессе обучения школьников индивидуальных особенностей их мыслительной деятельности. Рассмотр ...

Особенности изограмотности как основы изодеятельности
На занятиях по изобразительной деятельности дети учатся рисовать, узнают, как с помощью карандаша, кисти можно получить простейшие изображения. Этот процесс вызывает у детей большой интерес. Постепенно они начинают понимать содержание своих рисунков. У детей младшего дошкольного возраста происходит ...

Практическое осуществление полового воспитания
Для полового воспитания важное значение имеет определённая реакция взрослых на те или иные проявления сексуального развития ребёнка, на особенности его отношения к детям другого пола. Для этого необходимо твёрдо знать, что в этих отношениях правильно, а что – отклонение от нормы. Важно, чтобы взрос ...

Навигация

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru