Современная педагогическая и психологическая наука предполагает различные системы профессиональной подготовки студентов в зависимости от их индивидуальных возможностей и различий, и с учетом ряда других факторов. Сделать такое количество учебных программ, которое бы учитывало большинство из них, - невозможно, однако предложить два-три варианта с базовым компонентом, предусматривающим данный подход, вполне возможно.
Именно такой основой являются введенные в педагогическом университете в настоящее время новые учебные планы, учитывающие Государственные образовательные стандарты, предусматривающие своими спецкурсами, дисциплинами по выбору, специализациями и дополнительными специальностями возможности для варьирования, пополнения знаний, учета запросов и интересов группы или отдельных студентов.
Реализация стандартов позволит сформировать у будущих специалистов важные профессиональные качества, в т. ч. индивидуально-ориентированные, без которых невозможно выполнение общепедагогических функций.
В педагогическом вузе используются различные формы индивидуализированной учебно-воспитательной работы. Прежде всего, это традиционные вузовские формы работы: - фронтальная (лекции, семинары); - групповая (практические и лабораторные работы); - индивидуально-ориентированная (индивидуальная работа, собеседования, консультации и т. п.).
Имеются смешанные виды этих работ - так называемая адаптивная система обучения, которая не затрагивает содержания обучения: большая часть учебного времени при этом отдается индивидуальной работе.
К положительным моментам данной системы можно отнести следующее:
естественное (оправданное и мотивированное) увеличение доли самостоятельной работы в аудитории;
уменьшение доли домашних заданий;
парная работа студентов (статические и динамические пары, пары смешанного состава);
индивидуальная работа со студентами;
сетевое планирование;
график оперативного личного учета.
К недостаткам данной системы можно отнести то, что, не изменяя содержание, не влияя на него, студенты больше внимания обращают не на развивающие мотивы изучаемого материала, а на факт выполнения того или иного задания.
Кроме того, они, независимо от своих способностей и подготовленности, выполняют одни и те же виды работ, что также является не совсем правильным с точки зрения педагогической технологии. Часто порядок их выполнения определяется самим студентом, что нередко ведет к нарушениям логики освоения и изложения материала.
Выполнивший раньше других заданный объем работы студент освобождается от дальнейших занятий, хотя это время можно использовать для более глубокой разнообразной работы. Само- и взаимоконтроль в данном случае не могут постоянно использоваться ввиду лимита времени и сжатости учебных программ предметов. С помощью же тестов можно проверять лишь некоторые виды работ, направленных на "тренировку" отдельных навыков.
Сведение к минимуму групповой работы, если ставить такую самоцель, вообще приводит к “вымыванию” коллективных форм обучения, являющихся одним из важных видов учебной работы в вузе.
Еще одним из существующих в вузе вариантов профессиональной подготовки является модель позиционного обучения. Учитывая данную модель обучения, педагоги дифференцируют студентов по следующим позициям:
Обучение монологической речи с использованием виртуальных туров на уроках
английского языка
Коммуникативное обучение языку посредством Интернет подчеркивает важность развития способности учащихся и их желание точно и к месту использовать изучаемый иностранный язык для целей эффективного общения. Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, а изучени ...
Направления воспитательной
работы
Цели воспитания - это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы ил ...
Результаты
воспитательного процесса
Результаты воспитательного процесса - достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Выявить соответствие воспитанности и планируемых результатов помогает диагностика. Критерии воспитанности - это теоретически разработанные показатели уровня сформированное™ различных качеств личности. ...