Воспитательные традиции христианских народов

Развитие образования » Воспитательные традиции христианских народов

Страница 4

В числе спасенных и отверженных будут и богатые, и бедные, и ученые, и неученые, и знатные, и незнатные. Вера спасет их, а неверие погубит навеки. Верующему отпускаются грехи и на земле, и за гробом ходатайством церкви и ближних, а неверующему, по слову Самого Христа, не отпускаются грехи ни здесь, ни в будущей жизни. Здесь нужно разуметь не ту веру, которую имеют и бесы, но веру, оправдываемую делами любви к Богу и

ближнему.

В вопросах

приема пищи

в православии соблюдается принцип христианской свободы. Христос освободил людей от обязанности соблюдать в еде и питье предписания Моисеева Закона, изложенные в Ветхом Завете

И все же некоторые запреты существуют: нельзя есть удавленины и крови, ибо «кровь есть душа». Разумеется, нельзя предаваться излишеству в пище и пьянству, ибо «пьяницы царствия Божия не наследуют».

Особый режим питания у православных христиан во время постов, но об этом отдельный разговор.

Масленица как праздник стал так именоваться лишь в XVI веке. По существу это языческий древнеславянский праздник в честь Белеса — бога плодородия, в чью честь устраивался раньше праздник проводов зимы и встречи весны.

Прощаясь с зимой, народ последний раз катался с гор и устраивал битвы снежками. Готовясь к Великому посту, наедался, напивался и веселился изо всех сил, вызывая как бы сытный год. Королем стола был блин — символ круглого, горячего, щедрого Солнца, обещавшего скорую весну, богатый урожай и любовные приключения. Это был всеобщий праздник, но центральной фигурой праздника все же была сама госпожа Масленица — кукла из соломы, которую наряжали, опоясывали, обували в лапти. Обычно этим с удовольствием занимались дети. Затем усаживали Масленицу в сани и устраивали ей шумный выезд в гору. Сопровождали Масленицу приближенные — ряженая под цыган молодежь.

Вслед за веселой масленичной неделей с катаниями на разукрашенных тройках начинается в народном и церковном календаре первая седмица Великого поста. Пост продолжается в течение шести недель, вплоть до самой Пасхи — Светлого Христова Воскресенья, с которым связывают в народе приход весны. Строгие правила соблюдения тех или иных гигиенических предписаний, правильный выбор пищи породили в народе множество пословиц и поговорок о посте.

Большим уважением у православных христиан пользовались «Слова» и «Поучения» Отцов Церкви — Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и других, выдержки из которых переписывались и хранились во всякой более или менее грамотной семье — в назидание детям, как блюсти веру православную.

При пасхальном целовании и приветствии верующие издревле одаривали друг друга красными яйцами. Яйцо вообще есть символ жизни. В данном случае яйцо служит символом воскрешения Иисуса Христа. Окрашенное красной краской яйцо напоминает о том, что наша новая жизнь приобретена пречистою кровью Спасителя нашего. Этот цвет принадлежит к «светлым» цветам и являлся знаком радости о победе Иисуса Христа над смертью.

Обычай взаимного обмена яйцами, по сохраняющемуся в Православной церкви преданию, обязан своим началом святой Марии Магдалине, которая поднесла императору Тиберию красное яйцо с приветствием: «Христос воскрес!»

Девушки не пользовались большой свободой: по достижении 13 лет их воля ограничивалась самым строгим этикетом приличия. Только на свадебных торжествах девушки могли быть рядом с мужчинами. Остальное время они проводили в домашнем одиночестве или в кругу подруг. Их занятия ограничивались шитьем и заботами по кухне. Немногие учились читать акафисты и каноны. Писать же молодых казачек не учили, опасаясь, что они заведут переписку с мужчинами. Каждое воскресенье и в праздники девушки в нарядном платье ходили вместе с бабушками или нянюшками к заутрене, к обедне и к вечерне. По вечерам сидели на крыльцах домов, скрываясь каждый раз, когда видели молодого мужчину. Собравшись небольшими группами, играли в кремешки, в жмурки, в лапту, пели и плясали под народные песни. Иногда под надзором бабушек и нянюшек выходили на улицу для хороводов.

Подростки и молодые люди выходили за станицу к палисаднику или «в сады». Здесь одни с ружьями, другие с луками и стрелами учились точной стрельбе. Яйцо служило метой. В таких забавах они проводили большую часть дня. Были среди них и такие, что выбивали пулей монету, зажатую пальцами рук.

На другом конце палисадника мальчишки, разбившись на два лагеря, играли в военные баталии, используя лубочные сабли и деревянные пики. Казак рождался воином. С появлением на свет младенца начиналась его военная школа. Все родные и знакомые отца приносили в дом «на зубок» стрелу, патрон с порохом, пулю, лук, ружье. Эти вещи развешивались на стене той горницы, где лежала мать с младенцем. Когда, по истечении сорока дней, мать, взяв в церкви очистительную молитву, возвращалась домой, отец «надевал» на него саблю, возвращая сына матери, поздравлял ее с казаком. И лишь прорезывались у младенца зубы, отец и мать возили его в церковь служить молебен Иоанну-воину о том, чтобы их сын был храбрым казаком. Трехлетние уже сами ездили на лошадях по двору, а в пять лет бесстрашно скакали по улицам и участвовали в детских маневрах.

Страницы: 1 2 3 4 5

Конкурсы профессионального мастерства как фактор повышения творческого потенциала специалистов культуры
Успех работы дома культуры определяется уровнем квалификации специалистов, степенью сплоченности творческой команды, работающей на одну идею. Стратегически мыслящие руководители понимают, что повышение уровня квалификации персонала сегодня является ключевым условием роста конкурентноспособности. Об ...

Идея интегративности образования
Во-первых речь должна идти об интеграции содержания образования в современной школе. Во-вторых, в современной школе учебные дисциплины носят "конкурирующий" характер - они по логике выстраивания не дополняют друг друга (хотя это и декларируется), а противостоят - каждая - всем остальным, ...

Межпредметные и внутрикурсовые связи в правовом обучении
Современная система школьного образования предполагает различные варианты изучения правовых вопросов, среди которых важную роль играет интегративный и модульный подход. В первом случае рассмотрение правовых вопросов осуществляется в рамках курса «Обществознание», нацеленного на комплексное изучение ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru