Воспитательные традиции христианских народов

Развитие образования » Воспитательные традиции христианских народов

Страница 3

Воспитательное влияние на внуков подкреплялось культом предков. По тогдашним верованиям, они оставались покровителями детей и после своей смерти: дух их продолжал обитать в жилище, помогал потомкам в случае беды. Считалось, что живут духи под печью» Когда семья переходила в новопостроенное жилище, самая старая женщина обращалась к печи и говорила: «Милости просим, дедушка, к нам на новое жиль». Тут же прямо дается домовому название «дедушка». Кумовство. снять дом с баней в лесу

Расселение малых семей было связано с миграцией людей и возникновением новых населенных пунктов. Рвались сложившиеся веками в большой патриархальной семье родственные связи. В этот период на уровне соседской общины возникает институт кумовства как одна из форм общественного воспитания детей.

Кумовство — результат распада родовой общины, трансформации «дядьки» из воспитателя племянников в своей семье в духовного наставника тех же племянников в семье их родителей. Когда в территориальной общине не было родственников, родители подбирали кума и куму среди соседей. История народного воспитания свидетельствует, что педагогическая функция кумов сохраняла свою практическую значимость в течение многих веков. С принятием христианства кумовство прибрала к рукам церковь. Кум и кума были объявлены крестным отцом и матерью. По каноническим правилам крестный отец — «воспреемник» при крещении дитяти, т. е, при принятии его в «лоно церкви».

В числе средств воспитания широко использовались запреты, которые в народе называли запуками. Запуки представляли собой предписания, оберегающие птиц, животных, растения от бессмысленного уничтожения. Им принадлежала немалая роль в формировании у детей бережного отношения к природе. С незапамятных времен замечалось, что детям и особенно подросткам свойственно обостренное любопытство, принимающее иногда нездоровые формы в обращении с птицами и другими бессловесными существами. Привыкнув пренебрежительно смотреть на них, не умеющих говорить, но способных чувствовать боль, подросток постепенно переносит такое представление на своих младших товарищей. Чувство жестокости порождает преступление. В данных случаях запуки выполняли роль дисциплинатора, регулятивную и сдерживающую функции. Разнообразие природы, ее красота рассматривалась народной педагогикой как набор пособий для наглядного обучения нравственности.

Наблюдения за природными явлениями формировали у детей чуткое отношение ко всему живому, помогали осмысливать великое право всего живого на жизнь. Издавна средства природы использовались в целях воспитания детей.

Русский свадебный обряд начинался со сватовства. После сватания обе стороны еще могли отказаться от брака, но после сговора и рукобития или городской помолвки это было недопустимым. Накануне свадьбы устраивался девичник в доме невесты. Невеста в кругу подруг прощалась со своей девичьей волей, на севере России — с красной красотой, которую чаще всего символизировала лента, венок или головная повязка. На юге такую же роль играла наряженная ветка. У северных поморов долго сохранялся обычай предсвадебного мытья невесты в бане и ее обрядовые причитания («отбивание зорь).

Свадебная церемония сильно отличалась по регионам. На юге в день свадьбы кортеж жениха заезжал за невестой для совершения церковного обряда бракосочетания — венчания, после чего обе стороны разъезжались по своим домам. Ближе к вечеру партия жениха снова приезжала за невестой. Затем все направлялись в дом молодого, где и совершались все санкционирующие и приобщающие обряды (часть из них предварительно выполнялась в доме молодой) — постельный обряд, иногда — обряд окручивания, т. е. надевания на молодую головного убора замужней женщины. Поминовение мертвых

За день до праздника Святой троицы Святая православная церковь поминает умерших христиан. Этот день называется Троицкой родительской субботой. Ежегодно с апостольских временив храмах совершаются панихиды по умершим; т. к. дело церкви — спасение людей, то она непрестанно молится о своих чадах и живых, и мертвых.

Установление этой субботы как поминальной относят к словам апостола Петра, произнесенным им в день пятидесятницы, где он говорит о воскресшем Спасителе: «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти».

Совершенно неверно сложилось мнение, будто в этот день в церкви можно поминать самоубийц и людей, не принявших святого крещения.

Никто не должен надеяться получить по смерти от Бога то, о чем во время земной жизни он не радел, Ходатайство церкви и всех вообще христиан за умерших не относится к нерадивым, скончавшимся в неверии, нераскаянности. Им не поможет ходатайство живых, подобно тому, как ничего не могут сделать для оживления гнилых семян, потерявших начало растительной жизни, ни влияние солнца, ни благотворный воздух, ни питательная влага. На этом-то основании церковь никогда не молится о самоубийцах, нераскаявшихся еретиках и им подобных грешниках.

Страницы: 1 2 3 4 5

Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца
В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации. Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца “разорваны” и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных опе ...

Работа над сознательностью чтения
Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Однако в методике этот термин употребляется в двух значениях: 1) применительно к овладению самим процессом чтения (техникой чтения); 2) применительно к чтению в более широком смысле (Т.Г. Рамзаева). Когда говорят о сознат ...

Вариативные модели адаптивной школы
Определение сущности адаптивной школы позволяет сделать вывод о том, что в реальной практике возможны любые модели ее построения на основе учета социокультурных и педагогических условий региона. Адаптивность школы в этом случае проявляется в ее способности устанавливать соответствие между спектром ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru