Роль методики обучения праву в системе школьного образования страны

Развитие образования » Теория и методика обучения праву » Роль методики обучения праву в системе школьного образования страны

Страница 6

Усилиями тамбовских коллег, в частности И.Г. Дружкиной, разработана методика активных форм работы по курсу «Ваши права» для учащихся начальных классов.

С 1991 г. некоторые школы г. Тамбова включились в эксперимент по изучению правовых курсов. Например, в школе № 8 ученики изучали в 1-ом классе «Азбуку вежливости», во 2-ом классе— курс «Я, Ты, Мы», а в 3 классе— «Ваши права». Специалисты Тамбова разработали организационно-методические условия правового образования. К ним были отнесены: системность и преемственность по годам обучения; единство словесных и деятельностных форм обучения и воспитания; единство урочной и внеурочной работы по правовому обучению; стимулирование познавательной активности младших школьников, использование разных форм занятий, видов деятельности, дидактических средств; постоянный контроль учителя за достигаемыми результатами в целях корректировки его дальнейшей работы с учащимися.

Прописана модель обученности школьника начального этапа правового обучения. По мнению И.Г. Дружкиной, ко времени перехода из начальной школы в среднюю учащиеся должны:

1. Знать конкретные правила поведения в семье, своем доме, в школе, на улице, в транспорте, в учреждениях культуры, в местах отдыха и понимать необходимость их выполнения; уметь разъяснять эти правила другим детям; выбирать способ поведения в соответствии с существующими правилами, выполнять их; ценить общественный порядок и деятельность по его охране; стремиться быть организованным и дисциплинированным.

2. Иметь представления о правах человека, признаваемых мировым сообществом; понимать ценность человеческой жизни, здоровья, свободы и достоинства людей, уважать их права, негативно относиться к жестокости и насилию, национализму, нарушению прав личности; стремиться знать свои права и обязанности, негативно реагировать на унижение, пренебрежение к себе и другим; знать способы защиты своих прав.

3. Знать о том, какие действия и поступки запрещены законом, уметь объяснять, почему не следует так действовать; стремиться не нарушать запретов, быть законопослушным.

4. Иметь представление о Конституции РФ, знать государственные символы РФ, понимать следующие слова: «закон», «конституция», «гражданин», «государство».

5. Иметь опыт правомерного дисциплинированного поведения, соблюдения правил вежливости в обращении со сверстниками и старшими.

Именно правовое обучение, по мнению И.Г. Дружкиной, формирует учебные навыки, которые необходимы для успешного освоения программы любого учебного предмета, а потому в нем должен быть заинтересован каждый учитель. Среди них:

— навык устного выступления (умение аргументировать свою точку зрения, слушать собеседника, уважать его мнение; вести дискуссию);

— умение самостоятельно выделить в теме проблемные вопросы;

— умение оценить свое и чужое поведение;

— умение работать с книгой;

— умение систематизировать знания.

Нижегородские специалисты создали свои подходы к обучению праву. М.А. Субботина предложила изучать правовые вопросы в рамках регионального курса «Гражданское образование» в 5, 6-х классах.

Активизировалась и екатеринбургская школа права. Под руководством С.С. Алексеева разработан правовой курс, методическая система изучения сложных правовых конструкций с опорой на исторические факты и реальности жизни. Большой вклад в становление российской методики обучения праву сделан А.Ф. Никитиным, А.Н. Иоффе, Т.В. Болотиной, О.В. Кишенковой, Е.С. Корольковой, В.О. Мушинским, Л.Н. Боголюбовым, А.Ю. Лазебниковой и др. в рамках интеграции правовых и других обществоведческих курсов. Благодаря усилиям известных специалистов в области права: С.А. Морозовой, А.В. Ильина, А.В. Воронцова и др. — активизировалось изучение вопросов истории права в школе.

Разработана система «концентрических кругов» в методике обучения праву. Ее автор — В.О. Мушинский доказал, что в содержании правовых курсов школы необходимо придерживаться такой схемы:

В 90-е годы XX в. уделено внимание новому типу учебного пособия — рабочей тетради. М.И. Шилобод и др. разработали систему разновариантных заданий по праву в виде творческих задач, схем и т. д.1, которые необходимо использовать на уроках для самостоятельной работы учеников с темами.

А.Ф. Никитин предложил свою методику работы с отдельными заданиями по курсу «Право и политика»2. В заданиях доминировали вопросы типа: «сравни», «вырази свое мнение», «поясни позицию». Разработана система тестов.

С.И. Володиной, A.M. Полиевктовой, Е.М. Ашмариной, С.В. Белогорцевым, СЮ. Макаровым, В.В. Навроцкой, Е.А. Певцовой, А.Н. Фонтановой, М.Н. Цепковой, Н.Г. Суворовой разработана новая методика правового обучения с использованием традиционных и активных форм. В частности, правовой материал предполагалось изучать с помощью метода формирования критического мышления. На 1-ой стадии — вызова — у учеников актуализировались имеющиеся знания по теме; на 2-ой стадии — осмысления — ученики знакомились с новой информацией, понятиями. Для этого использовались разнообразные приемы: чтение текста с остановками, маркировка текста символами, составление таблиц. На 3-ей стадии — размышления (рефлексии) — ученики осмысливали то, что они изучали на уроке, выражая это своими словами. Здесь использовались такие приемы: групповая дискуссия, написание минисочинения или эссе, составление схемы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития
Игра - это одна из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будут ...

Неверные установки в половом воспитании
Характеристика неверных установок, выявленных нами при анализе трудностей полового воспитания. Следует учитывать, что в конкретных жизненных ситуациях может проявляться неблагоприятное влияние сразу нескольких установок, в изолированном виде они почти не встречаются. Например, негативизм часто оказ ...

Состояние методической службы в ДОУ
Методическое обеспечение является важнейшей частью повышения квалификации педагогов. Оно призвано поддерживать нормальный ход образовательного процесса, содействовать его обновлению. В 1994 году Министерство образования РФ выпустило письмо «О формах организации и направлениях деятельности методичес ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru