Роль методики обучения праву в системе школьного образования страны

Развитие образования » Теория и методика обучения праву » Роль методики обучения праву в системе школьного образования страны

Страница 4

М.Т. Студеникин рекомендовал педагогам «при моделировании игры по праву первоначально сформулировать ее дидактическую цель, определить названия, разработать содержание, включив в него актуальные проблемы. Затем учитель должен составить сценарий игры с описанием конкретной ситуации, в которой участникам предстоит действовать. Важно уметь распределить роли и частные цели каждого участника, разработать для них четкие правила игры. До начала игры учитель собирает исходную информацию, дает опережающие задания. В процессе игры, в зависимости от сложности проблемы, вводится дополнительная информация. Лучше, если ученики добудут ее самостоятельно, а учитель лишь укажет способы ее получения из учебника, документов».

Средством активизации познавательной деятельности учеников выступали анкетирование и интервьюирование. Их проводили школьники по вопросам, разработанным совместно с учителем.

А.А. Вагин создал методику применения перфокарт на уроке истории, которая была заимствована для закрепления учебного материала по праву. Применение перфокарт было связано с кодированием ответов учеников. Эта методика использовалась во время оперативного опроса, требующего установить правильность или неправильность утверждения, положения. Предлагалось давать ответ в виде условного знака подтверждения правильности утверждения или его отрицания.

Важной формой деятельности на уроке права специалисты считали диктант. Его предполагалось вводить в структуру опроса, чтобы легче было определить степень усвоения учащимися правовых понятий.

В методике обучения праву 80-х годов разработана система использования периодики на уроке. Учителя проводили в начале года анкетирование по вопросам: 1. Из каких источников вы получаете информацию о правовых вопросах? 2. Как часто вы читаете материалы газет на правовые темы? 3. Какие материалы вам нравятся больше всего и почему? Так определялась степень подготовленности учеников к работе с материалами печати. Школьников знакомили со способами отбора, обобщения и хранения материалов периодической печати. Применялась и такая форма записей: на одной половине листа приклеивался текст статьи из газеты, а на другой ученики под руководством учителя записывали свои комментарии к тексту. Материалы периодики использовали в процессе изложения материала учителем; при самостоятельной работе учеников по комментированию газетных сообщений, при постановке познавательных заданий.

Изучение вопросов прав человека осуществлялось в форме «корреспондентских часов». Каждый ученик получал задание: выяснить по материалам газет положение в стране в области прав человека. Обращали внимание и на США, развивающиеся страны.

Главное внимание на уроках права занимало формирование у учащихся нравственных качеств: любовь к родине, нетерпимое отношение к нарушителям порядка, дружба и братство народов СССР. С конца 80-х гг. методисты рекомендовали усилить работу с такими понятиями, как долг, честь, совесть, справедливость. В урок включались элементы дискуссии и полемики.

В трудах А.В. Дружковой был систематизирован опыт работы практиков и ученых в области методики права и обществознания, разработаны новые подходы к типологии уроков, содержанию, методическим приемам и средствам осуществления межпредметных связей. Подвергались критике антикоммунистические концепции общественного развития при изучении обществоведения.

Ученикам предлагалось пополнить багаж своих знаний, дополнительно познакомившись с книгами «для чтения». Большой вклад в реализацию жанра такой литературы внес С.С. Алексеев.

Необходимость тесного сотрудничества с правоохранительными органами обосновывалась многими специалистами. Конкретные методические рекомендации по изучению правовых тем были разработаны Г.П. Давыдовым, Г.В. Парабашовым, В.Е. Бычко, А.Ю. Головотенко, А.Ф. Никитиным, Е.Н. Захаровой, Г.Н. Лоскутовой, Е.А. Лукьяновой, С.Г. Келиной, И.З. Озерским, В.М. Обуховым, Н.Г. Самищевой, П.И. Серужным, Я.В. Соколовым, Н.Г. Суворовой, В.В. Берманом, Д.Н. Журавлевым, Л.Н. Мысовой, Н.В. Назаровым, Л.Х. Полад-Заде.

Специалисты считали, что уроки должны быть вариативными. Учителям были представлены методические разработки внеурочных мероприятий.

В 90-е гг. XX в. активизировалась деятельность различных авторов по разработке новых подходов в области обучения праву. В 1999 г. была создана С.-Петербургская общественная организация, гуманитарный педагогический центр «Гражданин XXI века».

Под руководством Н.И. Элиасберг объединились ученые, педагоги школ, юристы, правозащитники, участники проекта «Правоведение в школе». Так была теоретически обоснована и детально разработана целостная система этико-правового образования школьников с 1 по 11-е классы. Создан учебно-методический комплекс книг (концепция, программы, методические рекомендации, хрестоматии, книги для чтения, учебники и пособия, книги для учителей — всего 38 наименований объемом в 229 п. л.). С 1997 г. начался эксперимент по внедрению системы правового образования в массовую практику работы школ. Проведены семинары по обучению учителей новым подходам в области методики преподавания права. В Казахстане, Киргизии и странах ближнего зарубежья появились школы, успешно работающие по этой системе. Правовое обучение стало осуществляться в С.-Петербурге с 1-го по 11-е классы. Его цель: заложить основы правовой культуры учащихся, способствовать становлению личности, обладающей чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободы человека, готовой к их защите.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Теоретические основы исследования личности учителя как фактора педагогической деятельности
В данной главе представлены теоретические сведения о портретной зарисовке, посвященной личности учителя, которые были положены в основу экспериментальной части работы. Изучение научной литературы, анализ текстов-образцов (опубликованных и взятых из реальной речевой практики) проводилось в связи с н ...

Социокультурные основы специального образования
Концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями сформировалась в конце XIX - начале XX вв. под влиянием философии ценности (В. Штерн, А. Мессер, Г. Риккерт) и была распространена до середины XX в. Основы концепции социальной реабилитации человека с ограниченными возможностя ...

Методы, формы и средства изучения раздела
Метод по-гречески — «путь», «способ поведения».Под методом обучения понимается систематически применяемый способ работы учителя с учащимися, позволяющий ученикам развивать свои умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, и исполъзовать их на практике. Большинство отечественны ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru