Основные методы обучения праву

Развитие образования » Теория и методика обучения праву » Основные методы обучения праву

Страница 4

К некоторым методам сообщения новых знаний относят рассказ. Это повествовательная форма раскрытия нового материала. Важно, чтобы рассказ был ярким, логичным, с особым подчеркиванием главных мыслей, выводов. Большую роль в этом методе обучения играет убедительность слов, выражений, эмоциональность.

В старших классах используют такой метод, как школьная

Лекция

Особого внимания заслуживает наглядный метод обучения праву , который используется учителями в практике. Он позволяет конкретизировать учебный материал. Указанный метод может выражаться в работе с таблицами, схемами, демонстрации транспарантов по праву с использованием эпидиоскопа, применением мультимедийных программ, классной доски, мела, фломастеров и проч. Специалисты справедливо считают, что наглядность играет большую роль и в словесном общении (нет ничего в мышлении, чего бы не было прежде в ощущении; чувства — это свидетели достоверности и вернейшие руководители памяти)1. Применение такого метода требует тщательной подготовки учителя (разрабатывается система вопросов, заданий к наглядным материалам, дети учатся анализировать содержание проблемы, выраженной в таком виде, и проч.). Выделяют образные и условные наглядные пособия по праву. К первым относят картины на правовые темы, фотографии и т. д. Ко вторым — графики, таблицы, диаграммы и проч.

Практические методы заключаются в совершении определенных действий с учебными предметами. Это может быть создание схематических рисунков, мультипликационных вариантов правового содержания (такой опыт работы успешно осуществляется в Новосибирске) и проч. Ученики работают самостоятельно с литературой, участвуют в научно-исследовательской деятельности.

Что же оказывает влияние на выбор методов правового обучения? Во-первых, цели, задачи, которые учитель формулирует перед каждым учебным занятием, и особенности правового материала. Сложный юридический материал трудно изучать поисковым методом. Запутавшись в проблеме, школьники могут потерять интерес к дальнейшей деятельности. Здесь требуется объяснительно-иллюстративный метод, объяснение учителя, рассказ. Во-вторых, необходимо иметь в виду способности, уровень подготовленности класса. В классе с низким уровнем обученности детей учитель сам объяснит правовые понятия, окажет помощь ученикам при выполнении ими самостоятельной работы. Задания могут носить репродуктивный характер, требующий воспроизведение материала. При высоком уровне подготовленности школьников увеличивается объем их самостоятельной творческой работы, учитель выступает в роли профессионального организатора познавательной деятельности детей. В-третьих, на выбор методов оказывает влияние наличие времени для изучения правовой темы. Способности педагога играют немаловажную роль при выборе тех или иных методов обучения.

Многочисленные споры ученых в отношении сущности и классификации существующих методов в области правового обучения позволяют, однако, сделать вывод о необходимости оптимального сочетания на практике традиционных, репродуктивно-воспроизводящих и инновационных, проблемно-творческих методов. Практика показывает, что доминирование исключительно одних методов в ущерб другим крайне негативно сказывается на результативности правового обучения. Необходимо иметь в виду следующие особенности обучающего процесса:

— для организации творческих уроков по праву следует обеспечить основательную подготовку школьников в виде комплекса базовых знаний, которые могут стать своеобразным фундаментом для развития творчества детей;

— сложный по характеру юридический материал нельзя изучать поисковым методом. Он требует объяснительно-иллюстративного подхода (объяснения учителя, лекции, рассказа). Проблемный метод в этом случае будет выступать как прием;

Страницы: 1 2 3 4 5

Организационно-методические основы учебного процесса
В широком смысле контроль означает проверку чего-либо. Он является важной и необходимой составной частью обучения. От его правильной постановки во многом зависит эффективность учебно-познавательной деятельности обучающихся. С помощью контроля преподаватель осуществляет «обратную связь» в обучении, ...

Принципы построения опытно-экспериментальной работы по развитию воображения младших школьников
«Ребенок субъект творчества, маленький художник. Никто, кроме него, не знает верного решения стоящей перед ним творческой задачи. И первое дело учителя постараться, чтобы перед ребенком всегда стояла именно творческая задача …» (А.А. Мелик-Пашаев). Система развивающего обучения (РО), которая в пост ...

Методические указания к использованию игр на уроках математики в первом классе
Дидактические игры можно использовать почти на каждом уроке, отводя на их проведение 5-10 минут учебного времени. Дидактическую игру можно начинать, когда учащимися усвоен минимум какого-либо материала. Каждая дидактическая игра преследует определенные цели. Проведение игры с детьми и умелое руково ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru