Самостоятельная работа обучаемых по праву

Развитие образования » Теория и методика обучения праву » Самостоятельная работа обучаемых по праву

Страница 1

В последние годы особую популярность приобрели различные методы правового образования, активизирующие именно самостоятельную работу обучаемых на уроках и во внеурочное время. Самостоятельная работа представляет собой познавательную деятельность самих учеников, имеющую цель, форму выражения, которая заканчивается проверкой результата. Такая работа выполняется по заданиям и направлена на достижение определенного результата.

В большинстве случаев современный учитель права работает в классе, где количество детей колеблется от 20 до 35 человек. В этой связи самостоятельная работа приобретает особый характер. Выполняя определенное задание, школьники могут объединяться в группы. При этом группа представляет собой единое целое (все ученики выполняют одно задание), а может так, что в группе каждый школьник выполняет свое задание. В последние годы популярность приобретает дифференцированное обучение, при котором ученики объединяются по уровню способностей, интересов и Учитель применяет к ним разные методы, приемы и средства обучения праву. Работая с каждым учеником отдельно (предлагая ему выполнить самостоятельные задания в соответствии с учебными, физиологическими и психическими возможностями), учитель права осуществляет индивидуализацию правового обучения. Очень часто в практике педагог использует задания с разным уровнем сложности для учеников. Сложность правового материала определяется путем его характеристики, выявления информативной насыщенности структурных составляющих и проч. Трудность материала носит субъективный характер и зависит от конкретного школьника. То, что может быть трудным для одного, покажется легким для другого.

Специалисты выделяют два этапа самостоятельной деятельности школьников при правовом обучении.

1) На первом этапе учитель должен «научить» своих воспитанников элементарным приемам самостоятельной работы. Он должен показать, каким образом можно добывать знания из разных источников, анализировать их, обобщать и делать выводы. При этом педагог выступает в роли консультанта, организатора самостоятельной работы детей.

2) Приобретая навыки самостоятельной работы, ученик подготавливается к исследовательской деятельности. У него появляется своя точка зрения на определенные понятия. Ученик становится способным решить сложные нестандартные задачи.

На уроках права результаты самостоятельной работы школьников могут быть представлены в форме докладов, рефератов или небольших сообщений.

Во многих школах большое значение приобрели научные общества ребят, в рамках которых и осуществляется самостоятельная деятельность обучаемых. Ребята объединяются в творческие группы и проводят совместно или индивидуально исследовательскую работу по конкретной теме. Обычно такая работа осуществляется в течение всего года и завершается изложением цельного, логически взаимосвязанного материала в виде реферата.

Исследовательский самостоятельный подход в правовом обучении опирается на непосредственный опыт самих ребят. В зарубежной педагогике XX в. этот подход был связан в первую очередь с движениями европейского «нового воспитания» и «прогрессивного воспитания» в США. Обучение осуществлялось на основе собственного опыта ребенка, самостоятельно осваивающего окружающий мир. Специалисты доказывали, что при таком подходе целесообразно применять «спиралевидное» изучение основных представлений и понятий — от начальной школы к средней, а затем возвращаться к ним на последующих ступенях обучения. Важно ставить ученика в позицию исследователя, «первооткрывателя». В самостоятельной работе он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, однако его деятельность осуществляется под контролем со стороны учителя права. Стоит согласиться с мнением коллег, которые пришли к выводу, что «задача современного правового обучения состоит не просто в сообщении знаний, но в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира».

На протяжении последних десятилетий современные дидакты придерживаются представления о трех уровнях исследовательского обучения. На первом уровне преподаватель ставит проблему и намечает метод ее решения. Решение ученику предстоит осуществить самостоятельно. На втором уровне преподаватель только ставит проблему, но метод ее решения ученик ищет самостоятельно (здесь возможен коллективный поиск). На высшем, третьем уровне постановка проблемы, выбор метода и разработка самого решения осуществляются учениками самостоятельно.

Сравним традиционное обучение праву с исследовательским, самостоятельным освоением юридической информации и приобретением навыков правомерного поведения.

Страницы: 1 2 3 4

Основные направления работы над предложением на уроках развития речи в школе для слабослышащих
Усвоение лексики и овладение выражением смысловых отношений протекают в процессе развития связной речи, прежде всего в составе предложений различных функциональных типов и конструкций. Что касается первой характеристики, то имеются в виду различия предложений по цели (функции) высказывания: побудит ...

Особенности работы по развитию разговорной речи на уроках развития речи в первом классе
Теперь мы рассмотрим, как проводятся уроки развития речи в первом классе (г. Рязань). В данном случае мы будем наблюдать фрагменты уроков работы пор закрытой картинке. Развитие речи (фрагмент урока). 1-Б класс, 4-я четверть, май. 1 Урок. Работа по закрытой картинке. «Летние забавы детей» (3 часа). ...

Научное общество учащихся
В результате многолетней работы по развитию детской одаренности у меня появилась идея объединить творческих учителей для совместного претворения в жизнь идей по подготовке НПК и олимпиадного движения. Для этой цели в 2008–2009 учебном году в нашей школе было создано научное общество учащихся НОУ ГУ ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru