Игры в обучении праву

Страница 2

Шарады. Одна группа школьников после краткого совещания показывают «немую сценку» (пантомимическое групповое изображение), другая отгадывает, какой сюжет им загадали. Можно загадывать любую юридическую профессию, формы собственности (государственная, частная, муниципальная), виды договоров (купли-продажи, аренды), правоотношения (взаимные обязанности супругов, родителей и детей) — т. е. любые правовые ситуации. Не стоит показывать сцены из области уголовного и административного права, чтобы не фиксировать в памяти детей модели неправильного поведения.

«Контакт». Участники игры делятся на две команды. Первая втайне загадывает какое-либо понятие (например «дееспособность»), затем выбирает одного человека из второй команды и называет ему задуманное слово. Последний без слов, только жестами, мимикой, некоторыми условными знаками, которые будут выработаны во время игрового общения, должен «объяснить» своей команде замысел соперников.

«Странные рассказы»:

А) «Прерванный рассказ». Команды (обычно две) рассказывают историю на правовую тему, неожиданно прерывая ее на самом интересном месте: «И вдруг .», «И в эту самую минуту .». Задача соперников продолжить рассказ.

Б) «Рассказ наоборот». Педагог придумывает казус и говорит последние 1-2 фразы, например: «И тогда ей присудили 50 миллионов долларов .». Играющие дополняют рассказ по одной фразе в обратном порядке. Играть можно до завершения сюжета.

Сюжетно-ролевые игры

В основе сюжетно-ролевой игры может быть любая жизненная ситуация, которая носит правовой характер. Ее ведущим компонентом специалисты называют сюжет. Он может быть вымышленным или реальным. Участники игры распределяют между собой роли, «исполнение» которых предполагается в ее процессе. Не целесообразно превращать игру в спектакль, заставляя учеников лишь воспроизводить сценарий.

Учитель может быть организатором игры, имея право вносить исправления, пояснения в случае ошибок. Так закрепляется правильная модель поведения в процессе игры с помощью специальных приемов.

Ход игры продумывается заранее. Допускаются некоторые отклонения от тактики игры. Педагог может сам выполнять определенную роль.

Вот такие игры подобного вида предлагают И.Е. Уколова, И.Л.Друбачевская, А.П. Вакуленко, СИ Володина и А.М.Полиевктова: шаг за шагом». Группам школьников предлагаются темы, которые следует проиграть (при этом темы должны быть связаны между собой логическим путем): таким образом дети показывают несколько спектаклей, которые образуют (возможно, довольно неожиданным образом) единую пьесу-реконструкцию. Пример применения. Так можно воспроизводить различные стадии процесса: арбитражного, уголовного, гражданского. Например: «Пенсионер Иван Иванович Пузырьков защищает свое право на дачный участок. Местные власти захотели забрать его под предлогом отчуждения для строительства дороги за мизерную компенсацию в ценах пятилетней давности. Иван Иванович полагает, что это место просто понравилось кому-то из начальства и решает обратиться в суд». Каждая группа показывает свой этап в развитии этого дела:

— подачу искового заявления;

— суд первой инстанции;

— суд второй инстанции.

Или: «Бабушка оставила завещание в пользу племянницы, но ее дочь и внучка собираются оспаривать его». На любом этапе (от подачи иска до выступлений сторон в суде) может наступить мировое соглашение: это зависит от исполнителей ролей. Если удалось примириться уже на первом этапе, то вторая группа может показать, как могла бы развиваться ситуация дальше. Таким образом, здесь нет предопределенности, и это дает ребенку понять, что, конечно, правовой механизм един и конкретен, но есть обстоятельства дела и усилия сторон, которые позволяют в некоторых случаях менять внутреннее содержание этого механизма.

«Пересказываем сказку». Играющие должны пересказать событие от лица его участников. Ученики должны разобраться в той роли, которую они представляют. Поэтому во время рассказа кто-то будет постоянно вмешиваться, ссориться, выяснять отношения. Остальные ученики зрители. Пример применения. Проводя эту игру, педагог исходит из того, что ребята знакомы с текстом учебников «Основы правовых знаний» Проекта РФПР, в каждом из которых есть казусы, но они упрощенные (облегченные) модели реальных жизненных ситуаций. Теперь, в игре, школьники могут оживить любую заинтересовавшую их историю, пересказав от лица ее участников. Исполнители ролей могут изменить казус жизненными подробностями, эмоционально апеллировать к «своей правде»; так появится возможность зримо продемонстрировать, что в реальности правовая проблема обычно затрагивает интересы большого круга людей, каждый из них может быть защищен законом.

«Ролевое обсуждение». Нескольким желающим школьникам раздаются карточки с обозначением роли (имени или должности) в игровом обсуждении. Роли являются тайной для всех, в том числе и для партнеров по игре. Через 10-15 мин. дискуссии зрители должны определить, кто в какой роли выступал. Пример применения. Игра предназначается для старшеклассников, углубленно занимающихся правом, например, историей юриспруденции. Тогда в ролях могут выступать известные русские адвокаты, современные деятели юриспруденции. Можно разыгрывать процесс над Верой Засулич, заседание Госсовета по поводу принципов судебной реформы 1864 г. или же просто показать фигуры-знаки представителей правовой системы, в частности, их встречу во время судебного процесса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Результаты исследования влияния дидактических игр на развитие внимания учащихся 5 классов
Педагогический эксперимент чаще всего преследует цель проверки эффективности различных педагогических воздействий (методы, приемы, формы организации учебной или воспитательной работы). Это значит, что с помощью эксперимента может и должна быть установлена причинная связь между проверяемыми педагоги ...

Диагностика результативного компонента правовой обученности
Слово «диагностика» имеет греческую этимологию (от «diug nostikos») и в буквальном смысле означает «все познанное», способность распознавать». Еще в период античности люди научились распознавать болезни по отдельным симптомам, проявлявшимся у человека (кашель, лихорадка, шум в легких .), на основе ...

Подходы к поликультурному образованию
Концепции Авторы Цель поликультурного образования Ведущие идеи Аккультурационный подход 1. Много-этническое образование Боос-Нюнниг, Зандфукс Создание, утверждение и развитие гармонии в отношениях между членами различных этнических групп; изучение традиций родной культуры, процесса переработки этих ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru