Игры в обучении праву

Страница 6

Очень вероятно, что в каждом классе найдется один или несколько детей, которые откажутся играть вместе со всеми, сразу отойдут в сторонку. Тут перед учителем встают две задачи: определить, почему ребенок ведет себя таким образом, и придумать для него деятельность, соответствующую его возможностям и настроению. А ведь причины пассивного поведения могут оказаться самыми разными: от нежелания работать в одной группе с личным недругом до испуга в ситуации свободного выбора и полной независимости от учителя (последнее— очень серьезный повод для индивидуальной работы). Отказ от участия в игре — это только одна из проблем, связанных с личным поведением ребят.

И еще один трудный момент, рождаемый особенностью детской психологии. Как правило, чем младше дети, тем глубже они входят в роль, тем труднее им отделить игровое поведение от. неигрового. Следовательно, эмоциональные переживания по поводу игровых событий так же сильны, как и внеигровые. С одной стороны, именно этот факт составляет одну из основных дидактических ценностей игры: эмоциональный опыт, полученный в игре, будет так же важен, как и опыт реальный, а ошибки, ценой которых этот опыт приобретается, могут не иметь тех горьких последствий, какие влекут порой за собой ошибки в реальной жизни.

Игра должна быть правильно начата и правильно завершена.

Также описания интересных иллюстративных игр можно найти в следующих изданиях:

а) Пособие для учителей «Что говорит закон». — М., ИНТЭКЛТД. 1995. («Отпуск вашей мечты, превратившийся в кошмар» из разд. III);

б) Ловягин С. Право и лево: Учебник для 7 кл. — М., 1998. («Равные права» из гл. 3).

В ролевой игре дети часто сталкиваются с проблемами, самостоятельно решить которые будет им не под силу. Ответственность за то, как они преодолевают трудности, созданные игрой, и насколько серьезными будут психологические последствия игры, лежит на учителе. Это касается игровых ситуаций, которые в чистом виде, скорее всего, не встретятся ребенку вне игры (будь то ситуация экономическая, правовая или этическая). Это также касается общей коммуникативной ситуации игры.

Дети между собой и с учителем, как правило, устанавливают определенную дистанцию; существует набор правил поведения, даже ритуалы, позволяющие выдерживать эту дистанцию без особых затрат психической энергии. В игре эти правила и ритуалы не действуют. Участники ролевой игры часто вынуждены вести себя спонтанно: игра движется вперед. В игре проявляются черты характера, поведенческие установки, убеждения, в другой обстановке не привлекавшие особого внимания, скрываемые самим человеком.

Ситуация игры предполагает максимальную свободу действий, и, конечно же, это требует от учителя большой подготовки, гибкости, способности быстро реагировать на импровизации учеников, импровизировать самому и все это не выходя из роли. Естественно, что перечислены не все трудности, тем более, что их набор очень индивидуален. Но и сказанного достаточно, чтобы сделать вывод: игры могут принести массу неприятностей детям, огорчений — учителю, да еще и совсем не гарантируют хорошего учебного результата. Нужны ли они вообще? Да, но только правильно методически организованные».

В практике работы школ используется проведение игр-конкурсов по праву. В таких случаях осуществляется систематизация правовых знаний, их проверка, которая охватывает достаточно большой коллектив детей (школу, ряд школ). Учитель права должен четко сформулировать цель предстоящей деятельности, разработать систему заданий и вопросов с опорой на содержание изученного школьниками материала. Целесообразно подготовить нестандартные задания, которые вызвали бы у участников мероприятия интерес. Уровень их сложности определяется индивидуально. Детей не следует предварительно знакомить с вопросами. Данные мероприятия имеют большой воспитательный эффект, поэтому многое зависит от корректного поведения педагога в процессе подготовки учеников для участия в игре. По итогам конкурса необходимо поощрить его участников.

Проведение игр-конкурсов по праву необходимо тщательно готовить, четко определив содержание игры и ее этапы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Методические рекомендации по выполнению изделий в технике “Оригами”
Условные обозначения и выполняемые операции В международной литературе по оригами давно сложился определенный набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Условные знаки играют роль своеобразных "нот", следуя которым можно в ...

План изучения производства
План изучения химического производства, в зависимости от его характера, предварительной подготовки учащихся и других обстоятельств, может быть разнообразный. Однако теоретические соображения и опыт работы многих учителей показывают, что изучение производства целесообразно проводить примерно по след ...

Особенности фонетической стороны речи
Среди учащихся вспомогательной школы значительный процент составляют дети с нарушением фонетической стороны речи. По данным М.А. Савченко, Р.А. Юровой, Р.И. Лалаевой, около 65% учеников 1-го класса вспомогательной школы имеют различные формы нарушения звукопроизношения. Нарушение звукопроизношения ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru